Образ Петербурга в его описании
Содержание
ЭТО НУЖНО БЫЛО ДЕЛАТЬ В ТАБЛИЦЕ
Введение …………………………….……………………..……………… | |
Дальше сама.
§ 1.Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга в его описании ……………………………………..……………………....…………5
§ 2. Этапы разработки альбома «Образ Петербурга в описании Ф.М. Достоевского»………......16
Заключение……………………………………………………...……..…………23
Список литературы………………………….………………………....………...24
Введение
Начиная с XIX века, всё сильнее звучат в литературе городские мотивы. Город таит в себе парадные улицы, площади и фасады дворцов, а также тихие старинные закоулки. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры.
Поэты и писатели лучше других людей способны воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевлённое, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов.
Никто не понимает Санкт-Петербург лучше, чем писатели и поэты, жизнь которых так или иначе была связана с этим замечательным городом.
Почему у Ф.М.Достоевского проспект и улицы Санкт-Петербурга иные, не такие, какими мы их видим? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть образ Петербурга на страницах прозаических и лирических произведений писателя, выяснить, как он относился к этому городу.
Проблема проекта состоит в том, что новое поколение не только мало знает об этом великолепном городе, но и не представляет себе, какое он нашёл отражение в произведениях поэтов и писателей, в частности творениях Ф.М. Достоевского.
Тема проекта: «Образ Петербурга в описании Ф.М. Достоевского».
Конечный продукт проектабудет выполнен в виде альбома с текстом и иллюстрациями.
Цель проекта:
разработать альбом по теме проекта.
Задачи проекта:
1) Изучить и систематизировать литературы по теме проекта.
2) Изучить жизнь и творчество Ф.М. Достоевского, а также выявить образ Петербурга в его описании.
3) Описать этапы разработки альбома «Образ Петербурга в описании Ф.М. Достоевского».
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
Образ Петербурга в его описании
Если пушкинский Петербург блестящ и мрачен одновременно, то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Причину этого можно найти в обстоятельствах биографии писателя. Он приехал в столицу в 16 лет и поступил в Главное инженерное училище. После окончания учебы были литературные кружки и первые произведения, восторженно принятые критиками. Затем в 1849 г. последовали арест за участие в кружке М.В.Петрашевского, ожидание расстрела на Семеновском плацу после объявления смертного приговора и девять лет сибирской каторги. В конце 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург и прожил здесь до своей смерти в 1881 г. Однако уже в первом произведении («Бедные люди»; 1846 г.) в его творчестве складываются «петербургские типы» - образы «маленьких людей», которые сопротивляются бездушному городу, но почти всегда, оказываются, побеждены «больным, странным и угрюмым Петербургом». Когда слушаешь Л. Бетховена Симфонию №7.(ч.2), в душе рождается чувство скорби, тоски, одиночества, обреченности. Примерно такое состояние испытывают герои Достоевского в таинственном городе. В более поздних произведениях писатель развивает образ Петербурга как «столицы страданий», где над людьми совершаются нравственные и физические насилия. Недаром он не описывает ни дворцов, ни прекрасных набережных. Место действия его романов – «чрево Петербурга», район Вознесенского проспекта и Сенной площади. Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то - сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Это особенно заметно в романе «Преступление и наказание», где Петербург – наваждение и кошмар, которые прямо подталкивают Раскольникова к убийству, где мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского - это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий. Причина этого, согласно автору, заключена в оторванности города от почвы, его «сочинённости». Если в юности писатель вслед за В.Г.Белинским видел в Петербурге будущее всей России, то к концу жизни он окончательно пришел к убеждению, что столица «духовно отделена» от России. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений. Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову. Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного. В литературном наследии Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. Обычно Достоевский даёт точные топографические указания. Он любит отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своём единстве города. Петербург Достоевского – город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором «так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды».
§ 2. Описание процесса разработки альбома «Образ Петербурга»
Любое мероприятие: концерт, праздник, конкурс, фестиваль, спектакль или встреча с известным человеком – будет интереснее, если его подумать и подготовить заранее. Для этого необходимо создать сценарий праздника, который должен быть хорошо продуман, четко спланирован и логически выстроен, так как основная задача практически любого мероприятия – создать хорошее настроение и сделать праздник незабываемым.
Существует несколько определений понятия «сценарий».
Сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena – сцена) – заранее подготовленный детальный план проведения какого-нибудь зрелища, осуществления чего-либо [9].
Сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. Общим для всех сценариев является наличие действия, цепи событий, связанных сюжетом, наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое [12].
Сценарий, как правило, по форме напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей, содержит авторские ремарки и комментарии к проведению мероприятия.
В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:
- сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории;
- либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
- литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.
- режиссерский (постановочный) сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов [13].
Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.
Композиция сценария имеет свои законы построения: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение.
Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько гармонично элементы будут соединяться между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией [1, с. 72].
Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, двигающий развитие сюжета.
Любое мероприятие: массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер – начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.
Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения.
Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию.
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.
Следующая важная конструктивная деталь замысла – содержание и форма. Выбранная форма предстоящего мероприятия влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы «лепит» форму. Многообразие форм культурно-досуговых программ: театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, ток-шоу – диктует и свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. Уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой – от замысла до воплощения на сцене [15].
При написании сценария мероприятия необходимо знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать для конкретного учреждения с учетом его материально-технических и финансовых возможностей. Для мероприятий культурных детских программ и концертов необходимо серьезно подходить к подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов, научной терминологии, иначе зрители не поймут смысла и драматургии сценария. В сценарий необходимо включать игровые моменты, тематические стихи, поговорки, цитаты из известных поэтических и прозаических произведений. Большую роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как оно оказывает свое эстетическое влияние на зрителей.
Обложка сценария должна отражать заголовок, форму проведения мероприятия, данные о разработчике, дату и место создания сценария. В начале сценария необходимо указать целевую аудиторию, цели и задачи проведения мероприятия, оборудование и техническое оснащение, музыкальное сопровождение, список использованной литературы, особенности предварительной работы, список действующих лиц. На обложке и в самом сценарии могут быть размещены цветные иллюстрации, цитаты, фотографии. При расположении текстового и иллюстративного материала необходимо помнить, что читающий обращает внимание вначале на иллюстрацию, а затем на текст, поэтому при структурировании сценария необходимо учитывать, где будет размещено изображение, а где текстовая информация.
Целью создания сценария праздника «Масленица» является возрождение изучение русской истории, традиций и обычаев русского народа, воспитание национального самосознания и уважения студентов к русской национальной культуре.
Выбор темы проекта был продиктован необходимостью возрождения в современном обществе исконно русских традиций, расширения кругозора и обогащения знаний студентов нашего колледжа об утраченных культурных ценностях.
В процессе работы над созданием сценария был изучен и систематизирован материал об истории возникновения праздника, традиционных обрядах и играх, проводимых повсеместно на Масленицу, составлен список действующих лиц, подобраны эскизы костюмов героев. С помощью хрестоматии по устному народному творчеству, сборника частушек и народных игр были отобраны тематические заклички, загадки, частушки, занимательные задания, народные игры, соответствующие возрасту участников. С помощью Интернет-ресурсов были определены музыкальные фрагменты, которые будут звучать во время представления, а также слайды, необходимые для разработки мультимедийной презентации и иллюстрации сценария.
Для создания сценария была использована программа Microsoft Word. Электронный вариант текста набран 14 шрифтом, стилем Times New Roman с интервалом 1,5. Текст выровнен по ширине, абзацный отступ составляет 1,25 см. Для этого необходимо выделить текст, во вкладке «Главная» выбрать необходимый шрифт, его размер и интервал (Рис. 1).
Рисунок 1. Изменение шрифта текста в редакторе Microsoft Word
Для придания сценарию яркости в нем были размещены тематические иллюстрации. Чтобы вставить в документ Microsoft Word картинку, необходимо ее выделить, щелкнуть на нее правой кнопкой мыши, выбрать функцию «копировать», далее открыть документ, установить курсор на необходимое место в тексте, выбрать на панели инструментов вкладку «Главная», нажать функцию «Вставить». Картинку размещаем по центру текста без использования абзацного отступа (Рис. 2).
Рисунок 2. Вставка иллюстрации в сценарий
Для размещения в текстовом документе рамки, необходимо выбрать вкладку «Разметка страницы», перейти во вкладку «Границы страниц». Из предложенных тем выбрать «Страница», далее выбрать нужную рамку во вкладке «Рисунок», с помощью кнопки «Цвета» изменить цвет рамки и щёлкнуть «Ок» (Рис. 3).
Рисунок 3. Вставка рамки в сценарий в редакторе Microsoft Word
По окончании работы просматриваем сценарий, корректируем расположение текстовой информации и картинок, сохраняем сценарий, используя кнопку «Сохранить» на основной панели инструментов. Готовый продукт распечатываем в цветном варианте на листах бумаги формата А4.
Таким образом, программа Microsoft Word помогает выполнять различные задачи, например, набирать и редактировать тексты, размещать картинки и фотографии. Одним словом, можно создавать текстовые документы любой сложности и автоматизировать свою работу. Благодаря использованию этого редактора можно самостоятельно создать сценарий и красочно его оформить. Готовый продукт предназначен не только для студентов нашего колледжа, но и для широкого круга читателей, желающих познакомиться с национальными традициями и обычаями русского народа.
Заключение
В ходе работе над проектом была изучена и систематизирована литература и Интернет-ресурсы об истории происхождения и традициях празднования Масленицы на Руси. Данную проблему исследовали Андрейчук Н., Капшук О. Н., Матюхина Ю. А., Левкина Т. В.
В первом параграфе подробно описывается история, традиции и обряды празднования Масленицы, которая олицетворяет собой прощание с зимой и ожидание прихода долгожданной весны. В работе также объясняются названия каждого дня масленой недели, описываются виды праздничных угощений и правила проведения традиционных народных игр. Второй параграф раскрывает процесс работы над созданием сценария. Сценарий в последнее время пользуются большой популярностью, их применяют в учебных заведениях для проведения различных массовых мероприятий: концертов, праздников, форумов и др. Хорошо продуманный сценарий – залог успеха любого мероприятия. Правильный выбор дизайна сценарного оформления позволяет значительно увеличивать восприятие информации, размещенной в сценарии. Ярким и привлекательным сценарий делают фотографии и иллюстрации. Сценарий для проведения праздника «Масленица» выполнен с помощью программы Microsoft Word. Это программа самая распространённая и удобная в использовании, так как содержит множество настроек, опций, разнообразный функционал.
Таким образом, цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников : Учебное пособие / Н. Андрейчук – М. : Всероссийский центр художественного творчества, 2014. – 162 с.
2. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды / О. Н. Капшук. – Ростов н/Д, 2011. – 318 с.
3. Левкина Т. В. Широкая Масленица. Обычаи, православные традиции, рецепты / Т. В. Левкина. – СПб. : Издательство Даръ, 2011. – 288 с.
4. Матюхина Ю. А. Масленица, Великий пост, Пасха. История, традиции, постный и праздничный стол / Ю. А. Матюхина. – М. : Ниола-Пресс, 2010. –512 с.
5. История и традиции празднования Масленицы в России / РИА Новости / 2016; – http://ria.ru/spravka/
6. Как называются дни Масленичной недели / alegri.ru / 2011 – 2016; – http://traditio.wiki/Масленица
7. Масленица на Руси. Обычаи, обряды и традиции / bibliofile.su / 2011-2016; – http://bibliofile.su/articles/74888-maslenica-na-.rusi-obychai-obryady-i-tradicii. html
8. Масленица обычаи, масленица народный праздник, забавы на масленицу / Рецепты на праздник 2016; – http://every-holiday.ru/b611/Tradicii Maslenicy v Rossii
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Ozhegov.TextoLogia.ru / 2011-2016. – http://ozhegov.textologia.ru/definit/ scenariy/?q=742&n=205955
10. Песни, стихи, заклички на Масленицу Copyright MyCorp / 2016; – http://elenkav.ucoz.ru/publ/prazdniki/maslenica/pesni_stikhi_zaklichki_na_maslenicu/83-1-0-237
11. Русские традиции. Традиции и праздники / Отечество.ру / 2012; – http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki
12. Сценарий / Wikipedia / 2015; – https://ru.wikipedia.org/wiki/Сценарий
13. Сценарий / VseslovA / 2016; – http://vseslova.com.ua/word/
14. Традиции и обычаи в России / Copyright / 2012; – http://every-holiday.ru
15. Этапы написания сценария / Pandia.ru / 2009-2016; – http://pandia.ru/text/80/041/19266.php
Глоссарий
Блин–символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной – на любой вкус.
Встреча (понедельник) – в этот день люди делали чучело из соломы, надевали на нее женский наряд и возили в санях по окрестностям как Масленицу. Дети строили снежные горки, бабы пекли блины. Самый первый блин традиционно отдавался более бедным на помин души усопших, либо вешался на ветвях деревьев и предназначался обитающим там, по поверьям, душам умерших родителей.
Заигрыш (вторник) – во вторник на месте массовых гуляний, прямо в центре устанавливалось чучело Масленицы и вокруг него разворачивалось веселое народное гуляние с хороводами и горками, с блинами и пряниками, Молодежь присматривалась к своим суженым. Вечером ходили в гости на посиделки.
Золовкины посиделки (суббота) – в гости к невестке на блины приходят сестры мужа. На улице происходило «Взятие снежного городка» – последнего пристанища зимы.
Сценарий праздника «Масленица»