Обследование зрительного внимания
1. «Собираем мячики»
Цель: определить, умеет ли ребенок находить в окружающей обстановке несколько одинаковых по форме предметов.
Оборудование: несколько мячиков в «волшебном мешочке».
Место проведения: на ковре в игровой комнате.
Ход занятия
Сядьте рядом с ребенком, возьмите «волшебный мешочек», в котором находятся несколько мячиков, приблизительно одинаковых по размеру, и случайно развяжите его так, чтобы мячики раскатились по ковру перед ребенком.
Речевая инструкция: «Ой! Мячики! Мячики где? Дай мне мячик. И еще один. Еще мячик». Когда ребенок протягивает мячик или хотя бы «ловит» его, тянется к нему, поощряйте малыша, говорите ему ласково: «Молодец!», «Умница!», «Как хорошо у тебя получается!». Если ребенок упорно не замечает мячики, возьмите один из них в руки: «Вот мячик!», а затем на глазах у ребенка покатите к малышу: «Дай мячик!» Повторите это действие несколько раз, катая мячик в разных направлениях.
Когда ребенок «собрал» 1—2 мячика, сложите остальные в мешочек, повторяя: «Вот мячик. И еще один мячик». Рассыпьте мячики еще раз, но постарайтесь сделать так, чтобы они откатились от ребенка как можно дальше. Повторите это задание, проверяя, может ли ребенок проследить за мячиком, который укатился достаточно далеко, используя при этом речевую инструкцию взрослого «А где мячик? Посмотри! Посмотри туда!» и указательный жест в нужном направлении.
Отметьте, как ребенок играл с мячиками:
• не реагировал на неподвижный мячик, замечал его только при движении;
• не следил за мячиком, который укатился далеко;
• видел/не видел неподвижный мячик, когда взрослый указывал на него;
• легко находил все мячики независимо от их расположения;
• отказывался от участия в этой игре.
2. «Найди пару»
Цель: определить, умеет ли ребенок находить парные предметы в своей одежде.
Оборудование: детские ботиночки и тапочки, большая кукла, столик, стульчик (обратите внимание на то, что лучше взять личные вещи ребенка: его тапочки и ботиночки).
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую куклу (или мягкую игрушку). Перед вами на столике должны находиться две пары чистой обуви (ботиночки и тапочки).
Речевая инструкция: «Надеваем Кате (имя куклы) ботиночек. Вот так. Надели. Дай другой ботиночек». Если ребенок не подходит к столику и не берет с него другой ботиночек, снимите с куклы надетый ботиночек, поставьте его на столик перед малышом рядом с другим ботиночком, а затем снова повторите все действия, комментируя их: «Вот Катя. Катю одеваем. Надели ей один ботиночек. Вот он! А здесь нет ботиночка! Дай мне ботиночек!»
Отметьте, если ребенок:
• часто ошибается при подборе парного предмета;
• вообще не понимает, что надо искать именно парные предметы (даже после показа);
• справляется с заданием;
• отказывается от игры.
3. «Ищем конфетку»
Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный предмет (конфетку) под перевернутой формочкой, ориентируясь на ее цвет.
Оборудование: несколько разноцветных формочек от йогурта (2—3 синие и одна желтая), столик, стульчики, конфетки (витамины).
Место проведения: игровая комната или столовая.
Ход занятия
Сядьте за столик напротив ребенка и возьмите в руку одну конфетку. Перед ребенком на столе поставьте две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтую и синюю. На глазах у ребенка спрячьте конфетку под желтую формочку.
Речевая инструкция: «Вот конфетка. А теперь ее не видно. Где конфетка?» Если ребенок переворачивает синюю формочку, разведите руками (жест «Нет!») и произнесите: «Нет! Конфетки нет! А здесь?» Когда ребенок находит конфетку, он может ее съесть: «Молодец! Съешь конфетку!»
Спрячьте конфетку под желтую формочку на глазах у ребенка, но затем поменяйте формочки несколько раз местами: «Где конфетка?» Постепенно увеличьте количество формочек до трех (две из них пусть будут синие и одна желтая), но конфетку спрячьте только под формочку желтого цвета.
Если ребенок ищет конфетку поочередно под всеми формочками или только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.
Если ребенок успешно находит конфетку, то постепенно количество формочек можно увеличить до четырех. Однако зрительное внимание у маленьких детей еще очень неустойчиво, поэтому не следует раздвигать формочки на расстояние больше 5 см друг от друга, так как одну из них малыш может просто не заметить.
В поиске конфеты малыш:
• не обращает внимания на цвет формочки и переворачивает все формочки;
• не следит за движением желтой формочки, а просто переворачивает каждый раз любую формочку, которая оказалась на том месте (слева, справа или в центре), где он нашел конфетку в прошлый раз;
• переворачивает желтую формочку, выбирая правильно из двух разных формочек;
• переворачивает желтую формочку, выбирая правильно из трех-четырех разных формочек.
4. «Кормим зайку»
Цель: определить, умеет ли ребенок соотносить реальный предмет с его крупным изображением.
Оборудование: несколько морковок, огурцов, яблок, тарелок, две предметные картинки с крупными изображениями яблока, моркови (размер рисунка примерно 10x15 см), игрушечный заяц, столик, стульчик.
Место проведения: игровая комната или столовая.
Ход занятия
Поставьте на столе перед ребенком тарелочку, на которой лежат морковка и яблоко. Сядьте напротив ребенка с игрушечным зайцем.
Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай ему морковку!» Наблюдая, как ребенок выполняет это задание, вы убедитесь, что он знает и понимает слова «яблоко», «морковка» и правильно соотносит их с реальными предметами.
Затем покажите малышу картинку с изображением яблока. Положите настоящее яблоко рядом с его изображением на картинке.
Речевая инструкция: «Вот это яблоко. И это яблоко». После этого поставьте перед ребенком тарелочку с набором из овощей и фруктов: например, одно яблоко и две морковки. Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай зайке это!» При последних словах покажите малышу картинку с изображением яблока. Если ребенок сделал правильный выбор, зайка благодарит его (кланяется и говорит «спасибо»). Если ребенок выбрал неправильно, зайка отворачивается от еды и покачивает головой. В ходе занятия следует 1—2 раза менять набор овощей на тарелке, чтобы ребенок учился правильно выбирать нужные из них.
На следующем занятии ребенок знакомится с картинкой, на которой изображена морковка.
Если эти задания очень просты для ребенка и он легко с ними справляется, то увеличьте количество (из которого ребенку надо будет выбирать) фруктов и овощей на тарелочке и показывайте ему на одном занятии поочередно две картинки. Каждую картинку предъявляйте несколько раз, но в разной последовательности: яблоко, морковь, яблоко, яблоко.
Отметьте, что ваш ребенок:
• знает настоящие фрукты, но не способен соотносить их с соответствующими изображениями на картинках;
• соотносит предметы и их изображения;
• отказывается от выполнения этого задания.
Запишите наиболее типичные реакции ребенка на все задания. После их проведения можно предварительно определить как уровень развития зрительного внимания и познавательных способностей у конкретного ребенка, так и сформированность его первичных зрительных представлений об окружающем мире:
• ребенок только реагирует на предметы, реакции носят ориентировочно-познавательный характер, однако крайне неустойчивы, он чаще замечает движущиеся предметы и с трудом фиксирует внимание на неподвижных;
• ребенок понимает, что его окружают в жизни некоторые предметы, которые имеют похожую форму и одинаковое назначение, с ними можно выполнять одинаковые действия (первичные зрительные обобщения — ботиночки, мячики, кубики);
• ребенок самостоятельно выделяет значимые признаки похожих предметов и использует этот навык в своих практических целях;
• ребенок понимает, что говорить можно не только о самих предметах, но и о соответствующих им изображениях, т. е. понимает символические знаки (например, крупные рисунки вместо предметов) и жесты (отрицательные, утвердительные).
Помните, что все игры подготовительного этапа были ориентированы на одного ребенка, поскольку их цель — определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания. После проведения занятий данного этапа переходите к основному циклу логопедических занятий.