Излагает свою концепцию на развитие современной школы психолог-педагог А.А. Леонтьев
Мы считаем нашу концепцию личностно ориентированной
1 Школа должна быть "школой для всех", в ней должны найти свое место, "ощущать себя дома" все ученики, независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Школа в нашем понимании должна быть адаптивной... Иными словами, это такая школа, которая "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к ученикам с их индивидуальными особенностями, с другой—по мере возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды".
2 Школа должна быть не только "школой для всех", но и "школой для каждого". Ее главная задача — развитие ученика, причем не только развитие его мышления, а — в первую очередь! — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию — за стенами школы... По удачному высказыванию американского психолога А. Маслоу, "образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности.
3 Ученику должно быть приятно и комфортно на уроке и вообще в школе — тогда и результаты обучения будут лучше, а личность будет развиваться более гармонично. Личная ориентированность ученика включает и такое важное (но слабо реализованное в практике) требование, как психологическая комфортность учеников. Как писал поэт Борис Слуцкий, Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит...
Психологическая комфортность предусматривает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, которые приводят к высокому уровню тревожности учеников, порождая так называемые неврозы.
Во-вторых, она предусматривает создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учеников, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.
В-третьих, психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ученика реальных мотивов обучения. Здесь мы видим две стороны.
Первая: в обучении ничего не должно делаться "из-под палки" (в переносном, естественно, значении), внутренние, личные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, такими, которые идут от авторитета (а чаще авторитарности) учителя.
Вторая: такие внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успеваемости, у ученика должно быть ощущение продвижения вперед, а для этого у него должна быть перспектива — или, по крылатому высказыванию А. С. Макаренко, "ближние, средние и дальние перспективы, которые перетекают друг в друга".
Мы считаем нашу концепцию культурно ориентированной
Учащиеся должны иметь обобщенное, целостное представление о мире, о месте в нем общества и человека — вот основное в содержании обучения. Культура — это образ мира и способность ориентироваться в этом мире, чтобы в нем действовать и его изменять. ... Овладение культурой предусматривает знание некоторого набора или системы фактов о мире, владение некоторой системой обязательных ориентиров и умений (в социально-психологическом значении) для любого члена общества или социальной группы в сегодняшних условиях.
Мы считаем свою концепцию деятельно ориентированной
1 Мы учим деятельности — не только действовать, но и ставить
цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
От совместной учебно-познавательной деятельности — к самостоятельной деятельности каждого ученика. Знаменитое понятие зоны ближайшего развития, выдвинутое Л. С. Выготским, как раз гармонично этой идее.
2 Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за рамки стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Для нас в высшей мере важен креативный принцип в обучении.
А теперь остановимся на некоторых важных вопросах
1.Учит не только школа — она часть образовательной среды, куда относится семья, общение с ровесниками вне школы...
2.Наше обучение не просто развивающее — оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. ...Вот наш критерий: учить детей так, чтобы никакие, даже глубочайшие изменения в окружающем мире не смогли бы поставить их в тупик.
.. .несколько слов о том, что такое "социальный заказ" от сегодняшнего (завтрашнего) общества на выпускника школы. По-нашему мнению, он состоит из таких компонентов:
- готовность к производственному труду в наиболее широком понимании — и физическому, и (в первую очередь!) умственному;
- готовность к дальнейшему обучению, а в перспективе — к непрерывному образованию;
- формирование, хотя бы в общем виде, естественнонаучного и социально-философского мировоззрения;
- формирование общей культуры;
- формирование потребностей и умений творческой деятельности;
- формирование педагогических (в широком понимании) умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни.
Закончим этот раздел чудесными словами французского педагога XIX века Альфреда Фуллье; "Ребенка нужно адаптировать к будущему человечеству''.
3 Школа обязана предложить ученикам содержание образования по
максимуму. Ученик обязан усвоить это содержание по минимуму.
В этих педагогических системах учащийся занимает позицию произвольной активности. Его интерес возникает через осознание самого себя, своего потенциала, своей уникальности. Дидактический приоритет — индивидуальность ребенка, его интересы и возможности. Основной лозунг—"Я вместе с Вами".
Российский психолог А. Г. Асмолов проецирует перспективную стратегию дальнейшего развития образования с усиленным ценностно-психологическим аспектом:
– от диагностики отбора — к диагностике развития;
– от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков — к рождению образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
– от информационной когнитивной педагогики — к смысловой ценностной педагогике;
– от технологии обучения по формуле "ответы без вопросов" — к жизненным задачам и познавательной мотивации ребенка;
– от "выученной беспомощности" ребенка — к надситуативной активности и постановке сверхзадач;
– от урока как авторитарного монолога — к уроку как содействию и сотворчеству;
– от языка административных "приказов" — к языку "договоров" и "рекомендаций";
– от школоцентризма — к детоцентризму;
от культуры полезности — к культуре достоинства.