Тема 2.9 Основы образовательного права
Общие положения. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Право на образование. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования.
Система образования. Структура системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты. Образовательные программы. Сетевая форма реализации образовательных программ. Формы получения образования и формы обучения
Лица, осуществляющие образовательную деятельность. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций. Типы образовательных организаций. Управление образовательной организацией. Информационная открытость образовательной организации.
Обучающиеся и их родители (законные представители). Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Обязанности и ответственность обучающихся. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Обязанности и ответственность педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Научно-педагогические работники
Договор об образовании. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
Промежуточная аттестация обучающихся. Итоговая аттестация.
Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
Общее и профессиональное образование образование. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Среднее профессиональное образование. Высшее образование
Перечень тем лекционных занятий для студентов очной формы обучения
Модуль 1. « Теория государства и права».
1. Теория государства. Происхождение правосознания, права, суда. Право как феномен человеческой культуры.
2. Право: понятие, сущность, признаки.
3. Форма (источники) права. Норма (юридическая норма)
4. Правонарушение и юридическая ответственность
Модуль 2. «Характеристика отдельных отраслей Российского права».
1. Основы гражданского права РФ
2. Основы образовательного права
Перечень тем лекционных занятий для студентов заочной формы обучения
Модуль 1. « Теория государства и права».
1. Теория государства. Происхождение правосознания, права, суда. Право как феномен человеческой культуры.
Перечень тем практических занятий для студентов очной формы обучения
Модуль 1. « Теория государства и права».
1. Правовая система и система права. Международное право
2. Правоотношение, правовая культура
Модуль 2. «Характеристика отдельных отраслей Российского права».
1. Основы конституционного права РФ
2. Основы уголовного и уголовно-процессуального права РФ
3. Основы административного права РФ
4. Основы трудового права РФ. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
5. Основы семейного права РФ
6. Основы экологического права
7. Правовые основы защиты информации и государственной тайны.
Итоговое занятие
Перечень тем практических занятий для студентов заочной формы обучения
Модуль 2. «Характеристика отдельных отраслей Российского права».
1. Основы гражданского права РФ
2. Основы трудового права РФ. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
3. Основы семейного права РФ
Итоговое занятие
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
Модуль 1. «Теория государства и права»
1. Почему возникло государство? Какие объективные факторы обусловили его возникновение? (Теории происхождения государства.)
2. Выскажите свое отношение к различным научным представлениям о происхождении государства.
3. Сравните их научные положения и попытайтесь изложить собственное видение данной проблемы.
4. Что представляет собой политическая система общества?
5. Почему государство является ее основным элементом?
6. Что такое государство?
7. Почему существует множество определений государства?
8. Каковы признаки государства как основной властвующей политической организации общества?
9. Вечно ли государство? Ваши суждения.
10. Может ли право существовать изолированно от государства?
11. В чем проявляется объективная взаимосвязь и взаимодействие государства и права?
12. Каковы основные признаки правового государства? Как они проявляются в РФ?
13. Дайте понятие формы государства?
14. Форма государственного правления.
15. В чем отличие монархии от республики?
16. Какова в соответствии с Конституцией форма правления в РФ?
17. Национально-территориальное устройство современного государства: его признаки и особенности.
18. Характеристика государственного режима, его соотношение с государственной властью.
19. Каков политический режим в РФ? Ваше мнение.
20. Что такое орган государства?
21. Дайте краткую характеристику представительных, исполнительных, судебных органов власти в РФ.
22. Каково соотношение функций государства и его основных задач?
23. Раскройте содержание внутренних и внешних функций государства.
24. Каковы закономерности и основные пути формирования права как объективного явления общественной жизни?
25. Что первично государство или права (теории происхождения и права)?
26. Проанализируйте основные признаки права и дайте определение его понятия.
27. Каково взаимоотношение права с экономикой, политикой, религией, другими социальными явлениями.
28. Проанализируйте основные функции государства и дайте их характеристику.
29. Перечислите признаки правового государства и дайте их характеристику.
30. Определение правового государства.
31. Понятие гражданского общества. Является Россия правовым государством? Ваше мнение.
32. Виды социальных регуляторов.
33. Каково соотношение общества и государства?
34. Перечислите закономерности в развитии государства.
35. В чем сущность взаимодействия государственной власти и права?
36. Дайте понятие легитимности легальности государственной власти.
37. Что означает принцип разделения властей в государстве?
38. В чем заключается социальная роль государства?
39. В чем заключается связь функций и сущности государства?
40. Охарактеризуйте современные функции современного Российского государства.
41. Каков принцип классификации органов государства?
42. В чем вы видите проблемы совершенствования механизма государства?
43. Дайте характеристику политических институтов.
44. Как соотносится государство и гражданское общество; государство и политические партии; государство и общественные партии; государство и местное самоуправление; государство и церковь?
45. В чем социальное назначение права?
46. Как соотносится право и мораль; право и обычай; право и религия; право и корпоративные нормы?
47. В чем вы видите пути повышения эффективности действия механизма правового регулирования общества?
48. Назовите основные элементы структуры нормы права.
49. Охарактеризуйте право публичное и право частное.
50. Что такое отрасли и институты права?
Модуль 2. «Характеристика отдельных отраслей Российского права»
1. Какими способами осуществляется данное регулирование?
2. Какими нормативно-правовыми актами регулируются данные отношения?
3. Что собою представляют гражданские правоотношения? Что входит в их состав?
4. Что служит основание для возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений?
5. По поводу чего возникают гражданские правоотношения?
6. Сравните понятия «правоспособность» и «дееспособность».
7. Какого объема может быть дееспособность физического лица? От чего зависит объем дееспособности?
8. Из определения юридического лица выделите его характерные признаки.
9. Чем отличается правосубъектность физических и юридических лиц?
10. Какие разновидности юридических лиц существуют в России?
11. Что собою представляют сделки? Сравните понятия «сделка» и «договор».
12. По каким основаниям можно классифицировать сделки? В чем практическое значение такой классификации?
13. Перечислите основные виды договоров, закрепленные в Гражданском кодексе российской Федерации.
14. Какое значение имеет форма сделок и договоров?
15. Сравните понятия «собственность» и «право собственности».
16. Охарактеризуйте содержание права собственности.
17. Что служит основание возникновения права собственности?
18. Дайте понятие «наследство».
19. Назовите стороны наследования. Выделите обязательных и недостойных наследников.
20. Назовите правила наследования.
21. Установите специфику терминов «прекращение трудового договора», «расторжение трудового договора», «увольнение».
22. Запреты, установленные Трудовым кодексом, на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (общие и установленные для некоторых категорий работников).
23. Преимущества и недостатки расторжения трудового договора по соглашению сторон.
24. Особенности расторжения срочного трудового договора.
25. Особенности расторжения срочного трудового договора с отдельными категориями работников.
26. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника. 7. Вправе ли работник, находящийся в отпуске (ежегодном оплачиваемом, по временной нетрудоспособности, отпуск без сохранения заработной платы), расторгать трудовой договор по своей инициативе?
27. Право и обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор в сроки, указанные работником, при прекращении трудового договора по инициативе работника.
28. Гарантии работникам, установленные Трудовым кодексом, при ликвидации организации.
29. Порядок учета мнения выборного представительного профсоюзного органа при расторжении трудового договора.
30. Дисциплинарные основания расторжения трудового договора (расторжение трудового договора с работником, совершившим дисциплинарный проступок и имеющим неснятое или непогашенное дисциплинарное взыскание). Порядок наложения дисциплинарного взыскания к работнику.
31. Что является прогулом в соответствии с действующим трудовым законодательством.
32. Прекращение трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или на заменяющую альтернативную гражданскую службу. Предоставляемые в связи с этим гарантии и компенсации.
33. Порядок прекращения трудового договора в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу.
34. Прекращение трудового договора вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора, установленных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.
35. Дайте понятие «субъекта трудового права».
36. Раскройте понятие и содержание правового статуса.
37. Охарактеризуйте трудовую правосубъектность и ее элементы. Ее отличия от гражданской правосубъектности.
38. Дайте характеристику гражданина как субъекта трудового права.
39. Раскройте правосубъектность работодателей - физических лиц.
40. Юридическое лицо как субъект трудового права. Отразите правовой статус и укажите на отличие гражданской и трудовой правосубъектности юридического лица.
41. Какие еще можно выделить субъекты трудового права?
42. Определите понятие брака. Каковы условия вступления в брак?
43. Понятие гражданского брака и его правовые последствия.
44. При каких обстоятельствах невозможно заключение брака?
45. Когда брак признается недействительным?
46. “Облегченный” порядок расторжения брака (с согласия только одной стороны).
47. Каковы последствия расторжения брака? Каковы последствия признания брака недействительным?
48. Перечислите личные неимущественные права и обязанности супругов. Почему закон содержит их такое небольшое количество (по сравнению с имущественными правами и обязанностями)?
49. Какое имущество подлежит разделу между супругами, какое разделу не подлежит?
50. Какое имущество супругов является личным?
51. В каком случае собственность каждого из супругов может быть признана их совместной собственностью?
52. Брачный договор. Форма и условия брачного договора. Признание его недействительным.
53. Права несовершеннолетних детей.
54. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
55. Алиментные обязательства родителей и детей.
56. При каких условиях родители могут быть лишены своих родительских прав? Правовые последствия лишения родительских прав.
57. Дайте определение уголовного права.
58. Какие общественные отношения регулирует уголовное право?
59. Что такое уголовный закон?
60. Какова структура уголовного закона?
61. Дайте определение преступления и назовите его признаки.
62. Чем определяется характер и степень общественной опасности?
63. На какие категории классифицируются преступления и по каким критериям?
64. Что такое состав преступления? Назовите его элементы.
65. Что такое субъект преступления? Каковы его основные признаки?
66. Может ли быть субъектом преступления юридическое лицо?
67. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
68. Что такое вменяемость?
69. Как решается в уголовном праве вопрос об ответственности за деяния, совершенные в состоянии опьянения?
70. Что такое объект преступления? Каковы его основные признаки?
71. В чем отличие объекта преступления от предмета преступления?
72. Дайте понятие объективной стороны преступления. какие обязательные признаки объективной стороны вы знаете?
73. Какие факультативные признаки объективной стороны вам известны?
74. Дайте понятие субъективной стороны преступления.
75. Каково законодательное определение вины?
76. Раскройте содержание прямого и косвенного умысла? В чем их различие?
77. Каковы примерные разграничения легкомыслия и небрежности как видов неосторожности?
78. Дайте понятие уголовной ответственности и назовите ее основание?
79. Каково законодательное определение наказания?
80. Каковы цели наказания?
81. Что представляет собой предмет «Экологического право»?
82. Что понимается под экологическими правоотношениями и из каких элементов они состоят?
83. Назовите субъекты экологических правоотношений.
84. Что такое экологическое правонарушение?
85. Какие виды ответственности за совершение экологических правонарушений вам известны?
86. Каков порядок возмещения вреда причиненного окружающей природной среде?
87. Перечислите субъекты и объекты охраны окружающей природной среды.
88. Какие нормативные акты являются источниками экологического права?
89. Сформулируйте понятие «государственная тайна».
90. Назовите основные нормативные правовые акты, которыми регулируются общественные отношения в области защиты информации и государственной тайны.
91. Назовите принципы засекречивания.
92. Что такое допуск?
93. Что такое доступ?
94. Дайте определение понятия «сведения особой важности».
95. Дайте определение понятия «сведения совершенно секретные».
96. Дайте определение понятия «сведения секретные».
97. Перечислите формы допуска.
98. Какая информация относится к конфиденциальной?
99. Раскройте содержание понятия «служебная тайна».
100. Раскройте содержание понятия «коммерческая тайна».
101. Раскройте содержание понятия «банковская тайна».
102. Общественные отношения, регулируемые образовательным правом.
103. Состояние и основные проблемы развития системы образования.
104. Имущественные отношения.
105. Договор об образовании.
106. Образовательные и научные программы.
107. Раскрыть содержание понятия « заработная плата учителей»
108. Какие нормативные акты регулируют педагогические правоотношения?:
109. Понятие источников предпринимательского права.
110. Виды источников предпринимательского права.
111. Понятие и соотношение публично-правовых и частноправовых норм в регулировании предпринимательской деятельности.
112. Понятие предпринимательского законодательства РФ.
113. Система предпринимательского законодательства РФ.
114. регистрация и лицензирование предпринимательского законодательства.
115. Государственные гарантии предпринимательского законодательства.
116. Порядок проведения итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении.
117. Управление образовательным учреждением.
118. Общие требования к приёму граждан в образовательные учреждения.
119. Общие требования к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. Формы получения образования.
120. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы.
121. Документы об образовании.
122. Право на выплату стипендий.
123. Право на проживание в общежитии.
124. Права студентов и учащихся в области воинской обязанности и военной службы.
125. Дополнительные гарантии образовательных прав социально не защищенных студентов и учащихся.
126. Понятие экологического вреда
127. Правовой механизм возмещения вреда, причиненного природной среде.
128. Правовой механизм возмещения вреда здоровью человека.
129. Проблемы оценки вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
130. Роль санкций в обеспечении экологической безопасности.
131. Понятие экологического правонарушения и преступления.
132. Понятие и виды ответственности, предусмотренной за совершение экологических правонарушений.
133. Права автора изобретения и полезной модели, их гражданско-правовая охрана.
134. Права автора промышленного образца и их гражданско-правовая охрана.
135. Международная охрана авторских прав.
136. Защита авторских и смежных прав.
137. Патентно-правовая охрана селекционных достижений.
138. Понятие и принципы авторского права.
139. Объекты авторского права.
140. Субъекты авторского права.
141. Гражданско-правовая защита авторских прав.
142. Гражданско-правовая охрана "смежных" прав.
143. Гражданско-правовая охрана программной продукции для ЭВМ.
144. Понятие патентного права.
5. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по
дисциплине
4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения*