При взаимодействии с примитивной группой .
Обучение и воспитание подростков.
Поведение учителя
при взаимодействии с примитивной группой .
Распределение ролей в примитивной группе и характеристика данной группы.
В данной группе есть субъект «альфа» - главарь группы.
За ним следует субъект «бета» - авторитет группы.
Все прочие члены группы ранжированы на субъектов «гамма» - ведомых и субъектов «мега» - забитых.
Субъект альфа или главарь группы всегда пользуется преимуществом правом присвоения любых благ и безнаказанной агрессивности.
Он превосходит других членов группы физической силой, он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Именно хитрость позволяет ему умело планировать деятельность, которая осуществляется группой.
Участники группы не просто боятся его, а чтут как спасителя и настоящего хозяина.
Субъект бета или авторитет группы является вторым по рангу лицом в группе.
Это единственный субъект, которому позволяется давать советы вожаку.
Умственными способностями он превосходит главаря, однако уступает ему в смелости.
Сама роль авторитета доказывает неспособность его быть главарем и в случае ухода главаря, авторитет почти никогда не становится на его место.
Самое большее - он продолжает сохранять роль авторитета.
Субъекты гамма, или ведомые, в свою очередь ранжированные как по степени приближенности к главарю или авторитету, так и по месту, занимаемому в группе.
Помимо ведомого или приближенного, в группе есть ведомый - подхалим, ведомый - марионетка, ведомый - шут, ведомый - недовольный.
Ведомый - угодник существует не только потому, что главарю приятна его лесть и услужливость. Такой субъект вызывает неприязнь всей группы. Даже если главарь не жалует такого субъекта он все равно держит его возле себя.
Марионетки являются для других эталоном поведения в отношении к главарю и к целям, которые поставлены перед группой.
Весьма полезен шут. Этот субъект имеет право на публичную насмешку над приближенными главаря и даже над самим главарем. Такая насмешка является прекрасным регулятором эмоционального поведения группы.
Главарю требуется также и «недовольный».
Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим недовольным.
Во-вторых, недовольный позволяет главарю продемонстрировать свою силу перед группой. (недовольный жестоко наказывается главарем во устрашение всем)
Забитые потому заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общей групповой агрессии. Пинать их - право и даже долг каждого.
Сами они не смеют дать сдачи никому.
Выход из положения у забитого один - терпеливо сносить все издевательства и выслужится перед приближенными главаря.
В примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников:
· Правило унижения (чтобы унизить другого достаточно продемонстрировать ему свое превосходство в чем бы то ни было. Даже отдав ближнему «последнюю рубашку» вы тем самым унизите его)
· Правило рангового соответствия (демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц имеющих более низкий ранг в группе. Одна и та же мысль кажется вздорной в устах забитого, но чрезвычайно дельная в устах главаря, авторитета или приближенного).
· Правило отпора (если кто-то в глазах других продемонстрировал свое превосходство над субъектом, важно немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом унижения).
· Правило силы (если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан это сделать, иначе его сочтут слабым).
· Правило выдвижения(занять место авторитета или претендента на роль главаря возможна только тем, кто неуклонно следует правилу силы).
· Правило гонения (субъект который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих, становится гонимым в примитивной группе )
· Правило козла отпущения (зачастую ими становятся недовольные).
· Правило отвода агрессии от себя (участвую в групповом гонении жертвы, субъект тем самым солидарен с группой, и таким образом отводит агрессию от себя).
· Правило возмещения убытка (унижение нанесенное одним субъектом другому, может быть возмещено материальной ценностью. Инцидент в таком случае считается исчерпанным).
· Правило незаинтересованности (чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он питает слабость к некоему предмету. Он делает высокомерное выражение лица, в то время, как сердце его бьется от волнения).
· Правило соблазна (если субъект доверяясь другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, он вводит его в соблазн и потому оказывается в глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее этот поступок).
· Правило послабления.
· Правило круговой поруки (главарь может, например, подтолкнуть людей на совместно совершенное убийство чужака или даже «своего». После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины).
· Правило нормальности (действуя и приспосабливаясь к правилам примитивной группы субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми доводами, какие только доступны его интеллекту.
Черты примитивной группы должны быть хорошо распознаваемы педагогом.
Здесь преследуются три цели:
1. Педагог обязан уловить скатывание компании учащихся к межличностному взаимодействию по типу примитивной группы, чтобы предотвратить правонарушения и моральные преступления, почти неизбежные для такой группы .
2. Зная, как устроена примитивная группа, педагог делится этими знаниями с учащимися, оберегая тем самым их от участия в группах такого рода.
3. По мере того, как разоблачается отталкивающий примитивизм этих групп, педагог методом «хода от противного», формирует у учащегося представления о нормах жизни и деятельности подлинного коллектива.