Тема. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиональная компетентность педагога.
Практикум 5.
Задание. Изучить рекомендуемую литературу и подготовиться к докладу по темам (время выступления 5-7 мин. с презентацией слайдов, форма доклада - «выступающий – оппонент» (ИТФ), выступающий – 2 оппонента (ФПП):
1. Педагогическая компетентность - важнейшее условие успешности профессиональной деятельности и мастерства преподавателя.
2. Творческая активность и индивидуальность как базисные основания профессиональной компетентности преподавателя.
3. Личностный рост преподавателя как условие совершенствования профессиональной компетентности.
4. Роль профессиональной компетентности в системе субъект-субъектных отношений преподавателя и студентов.
5. Пути развития профессиональной компетентности преподавателя.
6. Сущность и взаимосвязь педагогической компетентности и педагогического мастерства.
7.Требования ФГОС ВО к уровню профессиональной компетентности педагога.
8. Принципы организации труда учителя (тайм-менеджмент).
9. Творческое саморазвитие как интегративная характеристика профессиональной компетентности учителя.
10. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога.
Основная литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность.: учебное пособие / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс : МарТ, 2010.
2. Подымова Л. С., Дубицкая Е. А., Борисова Н. Ю., Духова Л. И. Педагогика : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – Москва: Юрайт, 2012. – 332 с.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – http://минобрнауки.рф/документы/2974
3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – (Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.) http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/.
4. ФГОС ВО по направлению бакалавриата «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. №91) http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf.
Дополнительная литература
1. Етерская Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя [Текст] / Н. А. Етерская // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 139-141.
2. Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 170-172.
3. Ялалов Ф.Г. Многомерные педагогические компетенции // Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 45–53.
4. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
Методические рекомендации по подготовке доклада (устного выступления):
Доклад – это развернутое устное сообщение, посвященное заданной теме, сделанное публично, в присутствии слушателей. Основным содержанием доклада может быть описание состояния дел в какой-либо научной или практической сфере; авторский взгляд на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы.
Темами доклада обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами. Обычно студенты выступают с докладами на семинарских занятиях или конференциях, по результатам которых публикуется сборник тезисов докладов.
Доклад изначально планируется как устное выступление и должен соответствовать определенным критериям. Для устного сообщения недостаточно правильно построить и оформить письменный текст, недостаточно удовлетворительно раскрывать тему содержания. Устное сообщение должно хорошо восприниматься на слух, а значит должно быть интересно поданным для аудитории. Для представления устного доклада необходимо составить тезисы – опорные моменты выступления студента (обоснование актуальности, описание сути работы, основные термины и понятия, выводы), ключевые слова, которые помогут логичнее изложить тему. Студент во время выступления может опираться на пояснительные материалы, представленные в виде слайдов, таблиц и пр. Это поможет ему ярко и четко изложить материал, а слушателям наглядно представить и полнее понять проблему, о которой идет речь в докладе.
Тезисы докладов являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения докладов. Тезисы доклада обычно имеют объем до 3 страниц, содержат в себе самые существенные идеи, сохраняют логику доклада и его основное содержание.
Практикум 6.