ТЕМПО-РИТМ (в действии) это частота пульсации эмоциональной энергии, затраченной на преодоление препятствий, стоящих на пути к цели.
Короче динамика композиции напрямую связана с этим понятием. Как пульсирует нерв действенной композиции, так и протекает процесс восприятия.
Что же касается изобразительных средств, то и здесь динамичность далека от буквального своего смысла: «немая сцена» из «Ревизора», где Гоголь заставляет всех застыть на несколько секунд, без единого слова, гораздо больше насыщена движеньем, чем неугомонная и суетливая болтовня Бобчинского и Добчинского в I действии.
Примененная в режиссёрской практике, идея динамизма затрагивает как выбор тем, так (естественное следствие) и самые приемы художественной изобразительности.
Динамизм как композиционный прием обладает способностью направлять и усиливать ощущение движения в действии. Композиционное построение праздника может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в праздничном пространстве - по диагонали, по кругу, лучевое, S -образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого. Всякое движение — это видимое нами стремление к недостающему равновесию.
Принцип равновесия.
Уравновешенность частей композиции предопределена самой задачей построения. Если, грубо говоря, левую честь сделать больше, а правую меньше, то и восприятие такой композиции будет, что называется «левым». Поэтому уравновешенность частей вокруг оси симметрии, как в пространстве, так и во времени является первостепенным требованием в построении праздничной композиции..
"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".
К фундаментальным понятиям симметрии относятся плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии. Плоскостью симметрии называется такая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части, расположенные друг относительно друга так, как предмет и его зеркальное отражение.
Осью симметрии называется такая прямая линия, вокруг которой симметричная фигура может быть повернута несколько раз таким образом, что каждый раз фигура "самосовмещается" сама с собой в пространстве.
Наконец, центром симметрии C называется такая особая точка внутри фигуры, характеризующаяся тем, что любая проведенная через точку прямая по обе стороны от нее и на равных расстояниях встречает одинаковые (соответственные) точки фигуры. "Идеальным" примером такой фигуры является шар, центр которого и является его центром симметрии
Но если с пространством всё более или менее понятно, то симметрия во времени предполагает некоторое ускорение к финалу в полном соответствии с принципом динамизма. Уплотнение времени обеспечивает динамическое ускорение. Поэтому, как правило, часть композиции после кульминации в зрелище более интенсивная и более динамичная, нежели предкульминационный отрезок.
Принцип гармонии.
Гармо́ния (греч. αρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность).
Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое. О том, как это происходит можно говорить бесконечно и, тем не менее, так ничего и не сказать. Поэтому автор счёл целесообразным привести здесь статью Виктора Лавруса «Золотое сечение», в которой с поразительной ясностью рассказывается о главном принципе природной гармонизации.
Виктор Лаврус
Золотое сечение