Физическая культура - составная часть образовательного процесса
Новые экономические условия существенно меняют отношение молодежи к физической и психологической подготовке, к профессиональной деятельности. Общая тенденция состоит в том, что требования к физической подготовленности остаются высокими, а время на обучение физическим упражнениям и возможности уменьшаются.
Насыщение новой техникой учебных классов и лабораторий повышает напряженность физической и умственной деятельности слушателей, изменяет характер обучения. Реформирование образовательной системы, изменения социальной обстановки, интенсификация учебного процесса и другие особенности учебной деятельности требуют принятия важных решений со стороны ректората. Вводятся новые дисциплины, а бюджет учебного времени сокращается, что зачастую приводит к нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению объема и интенсивности физических нагрузок и нервно-психических напряжений.
Внедрение в учебный процесс новых технологий влияет на характер физической и умственной деятельности обучаемых. Например, чтобы овладеть и мастерски управлять компьютерной техникой, надо изучить значительный объем теоретических основ информатики, других дисциплин. Это требует развития способности быстро и точно воспринимать и перерабатывать большой объем информации, выработки умения длительно сосредоточивать и перераспределять внимание, координировать движения при манипуляции приборами управления. Такой характер учебы приводит к большой нервно-психической скованности обучаемых. Постоянное напряжение внимания, точность и своевременность действий, повышенная ответственность ведут к утомлению организма.
Чтобы сохранить высокую работоспособность при интенсификации обучения, слушателям необходимо обладать определенными двигательными и специальными психологическими качествами, которые приобретаются на занятиях по физической культуре и спорту. Техническое переоснащение учебных мест повышает роль физической культуры и спорта, усложняет требования к обучению и воспитанию слушателей.
В образовательной системе физическая культура и спорт обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими дисциплинами. Этот многообразный процесс, в котором используются различные средства, формы и методы, имеет один и тот же объект - слушателей, единую цель - сформировать их как высокопрофессиональных специалистов.
Физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, а также специфические черты. Так на занятиях обязательно учитываются возрастные и половые особенности обучаемых. Чтобы эффективно их провести, преподаватель использует специфические формы и методы обучения физическим упражнениям, спортивной тренировки.
В то же время необходимо учитывать комплекс знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам. Например, имеется прямая связь физической культуры с психологией, так как физическое здоровье напрямую зависит от состояния психики обучаемых. Казалось бы, что информатика не имеет прямого отношения к физической культуре. Однако это не так. Чтобы освоить эту дисциплину, необходимо выработать такие качества, как выносливость, четкая координация движений рук и глаз. И только на занятиях по физической подготовке можно сформировать нужные навыки.
Педагогический процесс совершенствования физических способностей слушателей связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Эффективность достигается в том случае, если применение тех или иных средств и методов физической культуры основывается на знании биологических законов организма человека и требований спортивной медицины.
Успешная физическая подготовка позволяет слушателям:
- усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам;
- поддерживать свою физическую форму в хорошем и отличном состоянии;
- повышать качество учебы в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, в образовательной системе физическая культура и спорт находится в тесном единстве с другими учебными дисциплинами, дополняя друг друга в достижении единой цели - подготовки высококвалифицированных специалистов.