Категориальный аппарат научного исследования.
1.1. Наука как система знаний
Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:
в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;
в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.
Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.
Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Наука выполняет в обществе такие функции:
- социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох;
гносеологическую(познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;
нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;
коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;
аксиологичную(ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
креативную(творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:
Процес пізнання
Форми мислення
Елементи чуттєвого пізнання
Структурные элементы рационального познания
Цель науки- познание законов развития природы и общества, их влияние на предметы и явления, их свойства и отношения, которые осуществляются с помощью логического и абстрактного мышления.
Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев. Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.
Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.
Изучать, исследовать, вести научный поиск - это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.
От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.
Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений. Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.
По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:
фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
Научное исследование условно разделяют на этапы:
эмпирический;
теоретический.
Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.
Именно во время такой работы исследователь должен:
описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:
определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;
формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.
Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории - к практике, которая ее проверяет.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.
Теория(греческое theoria - рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.
Научная теория как система характеризуется:
предметностью;
адекватностью объективной действительности;
конкретностью;
истинностью и достоверностью.
Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.
Структуру научной теории составляют:
- факты- знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;
- категории - общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;
аксиомы(грец. ахіота) - истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;
постулаты(лат. postulatum) - утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;
принципы(лат. principium) - исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;
понятия- мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);
суждения(высказывания) - высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;
умозаключение - процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;
законы- существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.
Таким образом, научная теория - это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.
Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.
Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.
Эффективность научно-исследовательской работы зависит от условий ее организации, во время которой вводится целая система научных исследований студентами, учитывая научный потенциал каждого лично.
Именно в этом нему поможет курс «Методика психологического исследования», в котором четко и содержательно определены необходимые для научного поиска шаги: избрания темы научного исследования, прорабатывания литературы, обсуждения и освещения ее в реферате, курсовой работе, дипломном проекте, магистерской диссертации, определения перспективности избранного пути научного поиска.