Контроль за результатами учебно-познавательной деятельности
Успешность учебно-лознавательной деятельности в значительной мере обусловлена своевременностью и систематичностью контроля, объективностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнотой учета итогов работы за определенный период времени.
Содержание контроля определяется спецификой учебного предмета и учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, а также дидактическими задачами отдельных этапоэ учебно-воспитательного процесса. Контроль обеспечивает обмен информацией между учителем и учащимися о результатах их совместного труда. Учитель получает информацию о качественных и количественных результатах усвоения учениками учебного материала на основе наблюдений за их действиями и опроса. От учителя к учащимся информация передается в виде аргументированных оценок наблюдаемых действии, констатации ошибок и разъяснения путей их исправления. Все это позволяет учителю своевременно уточнять средства и методы педагогических воздействий, а ученикам — корректировать свои действия по усвоению учебного материала.
На различных этапах учебно-воспитательного процесса используются во взаимоподчиненной последовательности различные виды контроля.
Т
Таблица 8
Конспект урока № 33
III класс
Дата— 18 — 22.12.1989
Основные задачи урока: 1. Разучить ходьбу на носках и выпадами по гимнастической скамейке и добиться при этом сохранения красивой осанки. 2. Разучить на гимнастической скамейке опускание в стойку на колено, сохраняя красивую осанну. 3. Разучить на гимнастической скамейке поворот прыжком на 90°, добиться полного разгибания ноги и туловища при его выполнении. 4. Развивать динамическую силу мышц брюшного пресса для выполнения упражнений в висах на гимнастической стенке. 5. Формировать умение контролировать свои действия и действия товарищей.
Частные задачи
Средства
Дозировка
Методические приемы
Формировать осмысленное и ответственное отношение к учебной деятельности на уроке
Проверить точность выполнения поворотов
Развивать динамиче
скую силу мышц-раз
гибателей стопы и
статическую силу
мышц свода стопы для профилактики
ПЛОСКОСТОПИЯ
I часть
Построение, рапорт, сообщение задач. Деление на две команды путем расчета на пер-вый-второй
Повороты направо, налево и кругом на месте
Ходьба. Ходьба на носках, на пятках. Перекаты с пятки на носок, руки за головой. Бег
И часть
Упражнения в равновесии аа гимнастической скамейке. Построение по командам г 2 колонны
15 мин
30 с
2 мин
<.>
22 мин
8 ынн
Сообщить, что на уроке проводится соревнование между командами. Ученики команды-победительницы получают одинаковые оценки с отметкой в журнале. Оцениваться будут следующие действия: выполнение учебных заданий, диецпплнна, взаимопомощь в команде. Команды получают наименования «Снеговик» и «Елочка»
Перед выполнением дать установку: «Выполни так же, как солдат на параде». Оценить действия отдельных учеников и всей команды Выполнение в среднем темпе. Темп задается подсчетом. Смену заданий производить по команде. Контролировать выполнение замечаниями: «выше на но-сск», «сведи лопатки» и др.
Распределить обязанности при постановке снарядов. Требуемый инвентарь и оборудование: 6 гимнастических скамеек, 2 мата
221
Продолжение
Частные задачи
Средства
Дозировка
Мегоаяческие приемы
Разучить ходьбу на носках, добиться полного разгяПяння ног и туловища при выполнении ходьбы на носках
Ходьба на песках на гимнастической скамейке, руки на пояс
1 раз
Выполнить поточно.
Дать указание: «Начинать движение, когда предыдущий учении дойдет до середины скамейки». Дать установку: «Пройди по скамейке, не сгибая ноги». «Представь, что у тебя на голове стакан с оо-дон, не урони стакан» Выполнившие задание строятся в колонну по одному у скамейки
Стимулировать интерес учеников к занятиям физическими упражнениями. Снизить эмоциональный уровень занимающихся
Ш часть
Игра «Падающая палка». Команды образуют круги, рассчитываются по порядку; первый номер встает в центр круга, удерживая за верхний конец вертикально стоящую гимнастическую палку. Затем он громко называет какой-нибудь номер » отпускает палку- Игрок с названным номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если названный игрок успел поддержать палку, он возвращается в строй, а если нет, то он становится родящим
8 мин 6 мин
Дать задание: подсчитать, сколько раз в каждой команде палка упадет. В конце игры подводятся итоги: выявляется команда, допустившая больше ошибок. К подсчету привлечь освобожденных учеников
222
Проаолжение | |||
Частные задачн | Средства | Доэнрон-ка | Методические приемы |
Подвести итоги учеб- | Построение в | 2 мин | Определить команду-по- |
ной деятельности | одну шеренгу, | бедительницу во всех | |
учащихся на уроке, | сообщение ре- | видах деятельности на | |
дать домашнее зада- | зультатов со- | уроке. Сообщить, что | |
ние | ревнования | ученики, входящие в ее | |
команд, сооб- | состав, получают отмет- | ||
щение домаш- | ки в журнал | ||
него задания: | |||
сгибание и раз- | |||
гибание рук в | |||
упоре лежа | |||
(девочки — 8 | |||
раз, мальчи- | |||
ки — 10 раз) |
Предварительный контроль предназначен для определения готовности учащихся к усвоению нового учебного материала или к выполнению нормативных требований учебной программы. Он проводится на вводных уроках перед изучением конк-кретной темы или раздела программы. Предварительный контроль может проводиться в виде опробования в облегченном варианте (например, выполнение кувырка вперед на наклонной плоскости). Если опробование упражнения в целом недоступно, то можно ограничиться проверкой готовности к усвоению отдельных компонентов техники упражнения: например, перед обучением лазанью по канату способом в три приема проверить способность учеников выполнять вис на канате и производить движения с необходимой координацией. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачн, средства и методы их решения.
Текущий контроль проводится на каждом уроке для определения результативности обучения и оперативного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Это позволяет соблюсти последовательность в решении задач и дает возможность ученикам оценивать свои успехи и неудачи.
Итоговый контроль необходим для выявления конечных результатов учебной работы по теме, разделу учебной программы за четверть (полугодие), учебный год. Его итоги служат основным показателем качества деятельности учащихся и учителя.
Основным методом контроля является тестирование (см. «Педагогические исследования в физическом воспитании»).
Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения. Например, обучая сочетанию разбега с отталкиванием в прыжке в длину, контрольным упражнением целесообразно выбрать «прыжок в шаге». Проверка качества выполнения действия в целом проводится преимущест-
венно на заключительном этапе обучения путем его выполнения в различных вариантах и оценивается сравнением со стандартной техникой, но с учетом образовательных задач этапа обучения. Наибольший эффект контроля обеспечивается соблюдением ряда условий. Необходимо, во-первых, наметить объекты оценки, которыми могут быть: общий характер и форма выполнения действия в целом, оцениваемые по соразмерности и согласованности выполняемых движений; характер и форма выполнения отдельных компонентов техники, например фаза полета в прыжке в длину; точность отдельных движений, например высота выноса бедра маховой ноги в беговом шаге; результативность выполнения действия в целом или его отдельных компонентов, например количество попаданий баскетбольным мячом в кольцо, устойчивость при приземлении в опорных прыжках и т. п.; во-вторых, разработать для каждого класса подробное описание образцов выполнения двигательного действия с учетом уровня подготовленности учеников; в-третьих, определить количество попыток каждого контрольного упражнения в соответствии с количеством выделенных для оценки элементов техники; в-четвертых, разработать шкалу оценки, которая должна основываться на объективных и понятных учащимся критериях, иметь диапазон градаций, достаточный для определения качественных различий, и укладываться в рамках общепринятой пятибалльной системы.
I |
Для контроля за развитием физических качеств используются две разновидности контрольных упражнений: 1) двигательные . к действия, входящие в содержание учебной программы, комплекса * ГТО, но поддающиеся стандартизации (бег на короткие дистанции, некоторые метания и др.); 2) специально созданные тесты для контроля за развитием тех качеств, которые не могут быть выявлены упражнениями первой группы (прыжок в высоту или в длину с места, динамометрия и т. п.).
Взаимное сравнение результатов тестирования в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с нормативами школьной программы и комплекса ГТО позволяет судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности школьников за соответствующий период. А это облегчает дифференцировку средств и методов физического воспитания и повышает объективность оценки результатов учебной работы.
Сроки текущего контроля намечаются с учетом двух обстоятельств. Первое: различные физические качества имеют разную степень изменений. Например, прирост и затухание гибкости и быстроты происходит быстрее, чем силы и выносливости. Поэтому чаще следует проверять качества, которые в большей мере подвержены изменениям. Второе: принятое в практике чередование разделов учебной программы в течение года требует учета влияний конкретного учебного материала на развитие соответствующих качеств. Чтобы обеспечить развитие всех качеств, целесообразно проводить проверку специфичных для данного раздела
программы качеств на стыке с последующим разделом, а качеств неспецифичных — в середине прохождения каждого раздела. Такая система контроля обеспечит достаточную (примерно один раз в месяц по каждому тесту) информацию и позволит своевременно вносить коррективы в учебную работу.
Методика контроля должна обеспечивать минимальные затраты времени, органическую связь каждого теста с содержанием урока, объективность результатов, оперативность обработки и сообщения их ученикам.
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в следующих формах: рассказ ученика, например, о значении занятий физическими упражнениями; описание, например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие; объяснение, например, биомеханических закономерностей конкретных движений; показ вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов. Разновидностью устного опроса является контрольная беседа, стимулирующая самостоятельность и аргументацию суждений учеников, обобщений, выводов.
В практике проведения школьных уроков применяется и письменный опрос по типу безмашинного программированного контроля с помощью контрольных карточек (опросных листов), представляющих собой письменные задания из 3—5 вопросов, требующих односложных ответов («да», «нет») или ответов издвух-трех слов. Варианты таких карточек составляются с учетом задач и содержания урока, этапов обучения и изучаемых тем. Письменный опрос требует ограничения во времени, сочетания теоретических вопросов с практическим содержанием урока и четкой организацией (до урока контрольные карточки вместе с листами бумаги н карандашами раскладываются в обусловленном месте, со звонком каждый ученик подходит к своему месту и выполняет задание; время выполнения фиксируется учителем). При проведении практической части урока учитель на примере действий учеников разъясняет, как нужно было ответить на вопросы.