Как достигается комплексная мотивация учебного труда
Комплексная мотивация учебного труда достигается:
- объяснением учащимся цели их труда, его общественной значимости, раскрытием научно-технических, политико-экономических и нравственных основ трудовой и познавательной деятельности;
- обеспечением культуры труда (пунктуальность, бережное обращение с инструментами, порядок учебного места и т. д.);
- оценкой результатов труда с общественной точки зрения и материальной пользы (благодарность, премии);
- показом значения добросовестного учения для развития дарований, способностей, воспитания воли, качеств характера, развития общей трудовой способности.
Одновременно сам труд раскрывается перед детьми как процесс формирования сил и способностей, как школа жизни, творчества, как путь жизненного самоопределения.
32. Какова роль профориентация в формировании личности?
Профориентация – процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда, определение предрасположенности к определенной деятельности и оказания им помочи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Давая советы ученикам, следует помнить слова И.С. Кона «Человек становиться личность, когда выбирает свой жизненный путь сам
Запас
6. Почему технологическое образование является ведущим фактором при организации трудового и профессионального самовоспитания?
Технологическое образование является ведущим фактором при организации трудового и профессионального самовоспитания. Место индивида в системе трудовой подготовки вытекает из понимания разностороннего развития личности в процессе одновременного преобразования себя и обстоятельств.
Наука раскрывает возможность самосовершенствования личности в трех ведущих направлениях педагогической деятельности: связь практического опыта с его осмыслением (на основе преемственности трудового обучения с изучением основ науки); взаимосвязь самовоспитания и самообразования в процессе изучения основ науки; обеспечение активности самих воспитанников в совершенствовании общенаучной и трудовой подготовки при их участии в различных видах труда и деятельности трудовых объединений. В этом случае возникает понимание научных и технических основ современного производства, вызывает интерес школьника к себе как личности этого сложного общественного механизма, побуждает к выявлению и развитию имеющихся сил и способностей.
Отношение человека к себе складывается на основе оценки результатов труда и применения в работе научных знаний. Причем оказывается возможным перенос умений и навыков учебной самооценки, которая формируется при изучении основ науки, на самооценку труда. Такой перенос возможен в том случае, если трудовая самооценка включает и анализ своей работы, качество изготовленной продукции, и самоанализ личностных качеств, которые обеспечивают успех или неуспех в практической деятельности.
7. Почему технологическое образование определяет отношение человека к себе?
Технологическое образование определяет отношение человека к себе с позиции выбора профессии, когда формирует мотивы труда на современном производстве. Конечно, при этом учитывается, что желанно, престижно и что непопулярно, непривлекательно в данной профессии. Наука сейчас исследует мотивы привлекательности и непривлекательности детского труда с последующей мотивацией будущей профессиональной деятельности. Проведенные исследования, позволяют установить некоторые общие позиции выбора профессии подрастающим поколением:
- интересен, привлекателен труд, позволяющий удовлетворять духовные потребности и применять свои силы и способности, равно как непривлекателен труд, не вызывающий активного применения всего положительного фонда личности;
- нравится та работа, в которой учащиеся добиваются успеха, высоких показателей, и не по душе труд, где проявляются слабости, неподготовленность, что ведет к неудачам, низким количественным и качественным результатам;
- важен тот труд, где видна социальная его значимость, а если учащиеся не видят от своей работы общественной пользы, то выполняют ее формально;
- привлекательна работа, если мотивы труда и выбора профессии связываются с мотивами трудового и профессионального самообразования и самовоспитания;
- единство сознания и поведения формируется, прежде всего, в процессе технологического образования как результат связи теории с практикой.
8. В чем заключается воспитательная функция технологического образования при формировании общей культуры труда?
Важная воспитательная функция технологического образования – формирование общей культуры труда (культура содержания учебного места, чередование труда и отдыха, рациональное использование своих возможностей, умение рассчитывать временные границы труда, определять затраты сил и средств на ту или иную работу, выбирать оптимальный вариант выполнения трудового задания, бережно использовать технику и материалы, соблюдать требования научной организации труда и техники безопасности).
Борьба за рациональное использование средств труда, сырья, энергии имеет важное значение для современной экономики. Наше представление об обществе будущего как обществе изобилия существенно меняется, поскольку дефицит энергии, истощение природных и материальных ресурсов неизбежно сделают жизнь более рациональной и экономной. В то же время разностороннее развитие личности приведет к необходимости увеличения свободного времени для свободного развития каждого за счет высочайшей производительности труда, перемены труда.
Это обусловливает важность научной организации труда как одной из сторон технологической подготовки школьников. Уже сегодня мы учим рассчитывать свои силы и определять необходимое время для выполнения той или иной умственной или физической работы, формируем у школьников культуру умственного и физического труда.
9. Какие основные направления технологического образования рассматриваются в настоящее время?
Технологическое образование реализуется в нескольких направлениях. Главное направление – это формирование научного мировоззрения на базе применения теории в различных видах практической деятельности. В сущности, эту работу выполняет учитель любой школьной дисциплины.Этому способствует:
- изучение сущности того или иного технологического процесса;
- сравнение изучаемой технологии с базовой;
- проникновение в сущность и особенности технологического процесса с помощью общенаучных знаний, законов науки;
- указания на область применения технологии в условиях одного или нескольких производств;
- формулирование частных принципов (или принципа), которые лежат в основе данной технологии;
- упражнения учащихся в выработке технологических умений и навыков;
- сравнение новых технологий с прежними (выделение преимуществ с позиций большей наукоемкости и меньшей трудоемкости).
10. Почему одним из основных направлений технологического образования является трудовое обучение?
Одним из основных направлений технологического образования является трудовое обучение, в котором раскрываются следующие зависимости техники, технологии и науки:
- ориентация учащихся при изучении основ наук на базовые технологические способы производства (механические, химические, энергетические, биологические процессы);
- ознакомление с предприятиями, сферой производства на основе сформированных ранее знаний по общественно-политическим дисциплинам;
- глубокое и всестороннее изучение предметов, средств и процессов труда, характерных для одной из ведущих отраслей современного производства, и перенесение этого комплексного анализа на знакомство с другими отраслями;
- изучение принципов деятельности неметаллоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих производств с применением ЭВМ, автоматики, робототехники.
Важным направлением технологического образования выступает вовлечение учащихся в постоянный общественно полезный труд. Решающее значение при этом имеет единство познавательной, трудовой и социальной активности будущих личностей современного общества.
Такое единство обеспечивается связью теории с практикой в процессе изучения основ наук, переносом практических умений и навыков, полученных в обучении, на различные трудовые дела школьников, максимальной опорой на опыт учащихся в трудовом обучении и др. Это помогает учащимся уяснить общие основы современной техники и технологии, вырабатывает умение ориентироваться в различной производственной обстановке, в специфической производственной деятельности людей.
11. На что должно ориентироваться ведущие направление технологического образования?
Ведущие направления технологического образования – формирование в единстве знаний, умений и навыков как общей универсальной основы трудовой и общенаучной подготовки. Учитывая тот факт, что технологическая подготовка школьников зависит не только от направленности, характера содержания, но и методов обучения, предпочтительно использовать разработанные в науке виды упражнений проблемно-поискового характера.
1. Самостоятельная ориентировка в информации. Учащиеся определяют источник информации (откуда взято), причины ее появления, обосновывают выводы, ищут сферы применения теории и т. д.
2. Применение знаний на практике. Вначале даются определенные ограничения по применению знаний (какую часть информации, с какой целью использовать), затем эти ограничения снимаются (где можно вообще применять данные знания, какие вообще знания необходимы для данной практической деятельности). Используются разные виды учебных задач: количественные, связанные с применением формул, математическими подсчетами, определением величин и др.; и качественные (задачи-вопросы на размышление, обоснование, доказательство, опровержение аксиом, гипотез и др.).
3. Практическое изучение устройств машин, механизмов, приборов (сборка, разборка, объяснение недостатков или неполадок в работе механизма, к примеру часов-ходиков, репродуктора, выключателя и т д.), Учащиеся указывают назначение каждой детали, расположение узлов в общей схеме, их взаимодействие, особенности функционировании. Иногда такое практическое ознакомление идет на основе сравнении машин, прибора со схемой, чертежом, графиками, диаграммами. Это приучает школьников пользоваться технической документацией, измерительным инструментом.
4. Теоретические упражнения различных типов: систематизация изученного материала, решение производственных задач с использованием справочников, таблиц, схем, стандартов, выбор инструментов и приспособлений, определение способа обработки материала, объяснение причин неудач, поломок в работе, составление принципиальных схем при изучении машин, механизмов.
5. Диагностические поисковые упражнения, развивающие творческое мышление школьников: учащиеся выясняют причины брака, неполадок в производственных и трудовых процессах, применяют таблицы технических неисправностей, предлагают различные варианты поиска неисправности и т. д.
6. Конструкторские упражнения: решение задач по изменению конструкции, дополнение к ней, внесение недостающего звена, проектирование конструкции по ее схеме, самостоятельное конструирование на основе идеи по заданным техническим условиям.
Различные виды упражнений призваны связать трудовой опыт, самостоятельность, познавательную активность, сообразительность, творческий склад ума. Технологическое образование становится воспитывающим не в меньшей мере, чем обучение основам наук.
12. О чем сущность связи трудового обучения с преподаванием основ наук различных предметов?
Связь трудового обучения с преподаванием основ наук способствуетвозможным расширение связи теории с практикой во многих аспектах, но прежде всего – целенаправленное раскрытие межпредметных связей на уроках технического труда, а также накопление трудового опыта и его осмысление в учебном процессе в целом. Причем связь трудового обучения с преподаванием основ наук играет разностороннюю роль:
- обеспечивает углубление и закрепление технологических знаний;
- обогащает опыт применения теории на практике;
- формирует технологические умения в целом, укрепляет связи между ними;
- выступает средством интенсификации технологического образования;
- способствует сознательному усвоению технологических операций;
- усиливает воспитывающий характер обучения, особенно в сфере трудовой подготовки и развитии познавательных интересов;
- создает предпосылку для сопоставления знаний с реальными фактами;
- формирует установки и убеждения, которые отражают отношения к миру, людям, труду, его результатам и самому себе;
- усиливает формирование мировоззрения в целом.
Наиболее устойчива связь трудового обучения с предметами естественно-математического цикла, в результате которой раскрывается взаимозависимость науки и техники, науки и производства, формируются элементы научной организации труда, развиваются конструкторские умения, интерес к технике и технологии. Но технологическую направленность могут иметь и гуманитарные школьные дисциплины, если они соответственно мотивированны