Современные средства обучения
Средства обучения являются одним из компонентов содержания обучения и составляют его операционный компонент. Средства дополняют методы, помогают воплотить их в жизнь.
Средства обучения – (в широком смысле) преподаватель и все то, что он использует; (в узком смысле) предметы – сенсомоторные стимулы: визуальные, аудиальные и аудиовизуальные. Знаки языка тоже можно считать средствами. Как средство обучения также выделяют компьютер. Нельзя говорить, что одно лучше или хуже другого.
Керр выделил 4 этапа развития средств обучения. В древнем обществе учителями были родители. Обучение осуществлялось через подражание, поэтому нужны были специальные образцы деятельности.
1этап – переход от учителей-родителей к профессиональным учителям.
2этап – замена устного слова письменным и фиксация опыта знаками, письменная речь.
3 этап – введение печатного слова.
4 этап – автоматизация, компьютеризация.
Современные средства обучения можно разделить на 2 группы:
ü средства-носители информации. В этой группе можно выделять визуальные, аудитивные и аудиовизуальные средства обучения (пластинки, радио, сказки, кинофильмы, учебные программы, Интернет и т. д.)
ü средства, которые раскрывают содержание используемых методов, дающие внешнюю и внутреннюю наглядность; это нетехнические средства (карты, схемы, модели, картинки). К этой группе также можно отнести ролевые игры, так как они наглядно воссоздают реальную ситуацию.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения( дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Дидактическими средствами служат предметы, явл. сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля.
Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и учащихся.
Отбор средств зависит от поставленных целей урока, методов учебой работы, возраста учащихся, а акже от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Формы обучения
Надо различать:
- организационные виды (уроки, лекции, семинары или практические занятия)
- формы организации учебной работы с точки зрения взаимодействия учащегося и учителя.
Фронтальная форма обучения – работа учителя с большой группой, классом. Она характеризуется:
- общими целями и задачами обучения (которые ставятся перед группой)
- единым содержанием, изложением на одном уровне в одно и то же время
- управление всем классом осуществляется одновременно
+ : прямое воздействие на весь класс, отсутствие вариантов
- : ориентация на единый уровень, которого нет
Эта форма появилась в средние века под давлением церкви и укрепилась с появлением массового образования.
Блонский: дети группируются в классы по возрастному признаку, их способности не учитываются. Упор делается на сильных учащихся с учетом, что остальные подтянутся.
Коллектив – это хорошо, совместная работа. Но фронтальная форма обучения не является коллективной.
Индивидуализированная форма работы – самостоятельная работа над отдельной задачей. Это древняя форма обучения, древнее фронтальной.
Хотя фронтальная и индивидуальная формы обучения противоположны, они одновременно и похож по такому признаку, как навыки учащихся в совместной работе, которые в обоих случаях отсутствуют.
Групповая форма обучения. Наименьшая малая группа – пара. Также была разработана система деления учащихся на потоки в зависимости от уровня академической успеваемости.
Суть: возможности предоставления учащимся путем деления на малые группы таких способов работы, в которых они действуют самостоятельно, но, с другой стороны, где можно более успешно и с интересом выполнять задания, проекты.
= Дифференциация содержания.
- Дифференциация задач.
- Дифференциация контроля – часть контрольной функции передается группам (лидерам) или самоуправление.
- Дифференциация групп – важен принцип подбора групп: по уровню академической успеваемости, по тематике, по интересам, по длительности совместной работы. Пара наиболее типичная.
Лучше варьировать все эти принципы, чтобы лучше проявлялись возможности каждого.
Надо организовывать сотрудничество между группами, чтобы снять соперничество.
Наиболее эффективной является относительно постоянная группа разнородного типа.
Важна пространственная организация – как расположены столы и т. д.
+ : возможность общения
+ : возможность самостоятельного планирования работы
+ : возможность решать задачи разного уровня сложности
+ : активизация слабых учащихся
+ : возможность взаимообучения
-> является комплексной, обеспечивает сотрудничество
- : если слишком большой класс
- : не подходит при введении более теоретического материала, но подходит при изучении иностранного языка.