Физической культуры личности
Ярмакеев И.Э., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета
Конец двадцатого и начало двадцать первого века – это период глобальных изменений в экономической и общественной жизни мирового сообщества, связанный как с появлением новейших промышленных, информационных и других технологий, кардинально меняющих сущность и структуру человеческой деятельности, так и с изменением отношения к самому человеку – главному действующему лицу мирового прогресса, инициатору всех инновационных процессов, носителю нравственных, познавательных, эстетических и других ценностей. Новое историческое время выдвигает и новые требования к личности современного человека – как к социальным, так и к биологическим аспектам его жизнедеятельности. Меняются представления о сущности и структуре человеческого образования, основ человеческой культуры. Прежние требования к общеобразовательной и общекультурной подготовке во многом кажутся уже облегченными, недостаточно соответствующими требованиям современной трудовой и общественной деятельности. Школьное образование подвергается обоснованной критике с разных сторон – как за излишнюю теоретизированность, схоластичность многих учебных дисциплин, так и за недостаточный мировоззренческий, культурологический уровень преподавания других школьных предметов.
Одной из важнейших проблем, которая подвергается в последнее время существенному переосмыслению с современных методологических позиций, является проблема формирования физической культуры личности, традиционной основой которой является укрепление здоровья человека, формирование его двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей и качеств и т.д.
Особую роль в этом процессе играет внеклассная работа, гармонично дополняющая уроки физической культуры. Она направлена на то, чтобы обеспечить ученикам активный отдых после напряженного учебного труда, правильно построить их двигательную самодеятельность. Но, организуя разумный и здоровый досуг детей, не надо забывать и о том, что в процессе внеклассной работы расширяются, углубляются и совершенствуются знания, двигательные умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках физической культуры; развиваются двигательные качества и способности, а также склонности к занятиям физической культурой, спортом, туризмом; вырабатываются активность, инициатива, самостоятельность, умение быть организатором коллектива.
Внеклассная работа по физической культуре служит для учащихся активным отдыхом. Она организуется на началах самодеятельности учащихся, следовательно, носит факультативный характер. Вот почему так важно развивать у детей интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В зависимости от своих способностей и склонностей ученики выбирают наиболее интересные и подходящие для них в условиях школы виды спорта и формы организации занятий. Объем внеклассной работы должен быть в гармоническом соотношении с учебной нагрузкой учащихся. Чрезмерное увлечение спортом иногда отрицательно сказывается не только на успеваемости школьников, но и на их здоровье. Однако нередко встречается и другая крайность: организованные в школе внеклассные занятия явно недостаточны по объему и не могут обеспечить оптимальный двигательный режим, вследствие чего здоровье детей расшатывается, ухудшается и их физическое развитие.
Эффективное решение комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе внеклассной работы по физической культуре возможно, на наш взгляд, только в системе, сочетающей единство генетического развития, функций и структуры внеклассной работы. В качестве системообразующих принципов построения данной системы были выдвинуты следующие педагогические и физиологические принципы:
- непрерывного и последовательного физического развития учащихся, становления всех физиологических систем организма;
- гармоничного, сбалансированного развития физических способностей учащихся;
- приоритетного формирования здорового образа жизни;.
- комплексного использования естественных, природных факторов физического развития и воспитания учащихся;
- личностного самоопределения /становления основных качеств личности/ учащихся;
- органического единства учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.
Данные принципы были положены в основу системы внеклассной работы по физической культуре базовых школ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Она охватывает учащихся всех классов и предусматривает постепенное усложнение "целевой направленности внеклассной работы от класса к классу с учетом возрастных особенностей созревающего организма. Учителями физической культуры была сделана попытка сбалансировать сочетание разнообразных форм физической активности учащихся, с учетом природно-климатических особенностей каждого календарного сезона, как в условиях города, так и вне его.
Так, например, в средней общеобразовательной школе № 51 г. Казани традиционными стали дни здоровья. На протяжении десяти лет три раза в году учащиеся вместе с учителями выезжают в лес и проводят там спортивные соревнования. Перед ними в течение долгого времени проводится большая подготовительная работа. На совете физоргов обсуждается программа проведения соревнований, в речном порту заказывается теплоход и т.д.
В середине сентября проводится первый этап уже становящихся традиционными "Дней здоровья". В первый день участвуют начальные классы; место его проведения - на берегу Волги в местечке "Студенцы". В программе дня здоровья: элементы туризма, преодоление препятствий, "Веселые старты", легкоатлетическая эстафета, конкурсы на лучшую туристическую песню, произвольный танец, лучший обед и т.д. В конце дня производится подведение итогов соревнования и награждение победителей. На следующий день 5, 6, 7 и 8 классы вывозятся в район пристани "Дачная" - в замечательную природную зону с отличной родниковой водой и огромной зеленой поляной в окружении леса. В программе соревнований; туристическая эстафета с преодолением различных препятствий, установкой палатки, разведением костра, легкоатлетическая эстафета, футбол, конкурс туристической песни, конкурс на лучший обед. Затем проводятся итоги дня соревнования и происходит награждение победителей.
На третий день проводятся соревнования с 9, 10, 11 классами.
Второй этап "Дней здоровья" проводится в феврале месяце в районе остановочной платформы "771 км". Здесь, в условиях заснеженного леса, проводятся соревнования по ориентированию на местности, туристическая эстафета, разжигание костра, подвижные игры, катание с крутых заснеженных гор. Проводимые в условиях зимнего леса спортивные состязания благотворно влияют не только на укрепление здоровья учащихся, гармонизацию их физического развития, но и на развитие их воображения, эстетических чувств и т.д.
Третий этап соревнований проводится в середине мая. Начальные массы выезжают в "Студенцы", а средние и старшие классы - на "Дачную". С учащимися проводится обширная спортивная программа, затем по итогам учебного года происходит награждение лучших спортсменов, лучших спортсменов классов и классных руководителей школы.
В системе внеклассной работы по физической культуре в школе № 51 большую роль играет проведение разнообразных физкультурно-спортивных секций, соревнований, праздников, охватывающих такие виды спорта как футбол, волейбол, баскетбол, ритмическая гимнастика, кросс, лыжные гонки, туризм, настольный теннис. Особое место в системе физкультурной работы вот уже более пяти лет занимает секция плавания. Учащиеся начинают обучение плаванию с первого класса и продолжают спортивные занятия вплоть до 11 класса. Дети получают хорошую возможность разностороннего физического развития, охватывающего всю костно-мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, имунную системы.
Систематическое занятие плаванием придают телу ребенка правильную осанку, предупреждают развитие сколиоза и лордоза, обеспечивают правильность и красоту телосложения, благоприятно влияют на основные физические показатели развития: рост, вес, силу мышц рук, спины, живота, увеличивают экскурсию грудной клетки, а также сопротивляемость простудным заболеваниям. В настоящее время школа № 51 является фактически единственным средним учебным заведением Казани, систематически охватывающим учащихся занятиями плаванием – универсальным видом двигательной активности.
Система внеклассной работы по физической культуре школы № 51 продолжает развиваться и совершенствоваться в сторону как расширения видов двигательной активности учащихся, так и углубления взаимосвязей между отдельными формами работы, развития возрастной преемственности занятий физкультурой и спортом, интеграции учебной и внеклассной физкультурно-спортивной деятельности, что в конечном итоге способствует последовательному развитию физической культуры школьников.