В.М. Белов, В.В. Воронкова и др. €

В основу программы положена программа Евтушенко И.В. для специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.). Календарно-тематическое планирование осуществляется на основе методических рекомендаций Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно-отсталых детей-сирот», образовательных программ и учебно-методического обеспечения Кабалевского Д.Б., Алеева В.В.,. Критской Е., адаптированных для коррекционной школы VIII вида.

Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), обучающихся по данной программе второй, третий и четвёртый год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

задачи класс
2 класс 3 класс 4 класс
Образовательные - учить выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; - учить распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; - учить одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; - учить правильно формировать при пении гласные звуки и отчётливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; -учить правильно передавать мелодию в небольшом диапазоне; -учить различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне; -учить различать песню, танец, марш; -учить передавать ритмический рисунок (хлопками, на металлофоне, голосом); -учить воспроизводить хорошо знакомую песню путём беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. - учить петь хором, выполняя требования художественного исполнения; - учить ясно и чётко произносить слова в песнях подвижного характера; - учить исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; - учить различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.   - учить выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; - учить распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; - учить одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; - учить правильно формировать при пении гласные звуки и отчётливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; -учить правильно передавать мелодию в небольшом диапазоне; -учить различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне; -учить различать песню, танец, марш; -учить передавать ритмический рисунок (хлопками, на металлофоне, голосом); -учить воспроизводить хорошо знакомую песню путём беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Коррекционные -корригировать нарушения звукопроизностительной стороны речи; -формировать полноту воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ); -развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость; -учить обобщать, анализировать (коррекция мышления).   -корригировать отклонения в интеллектуальном развитии через развитие речи, музыкального слуха, ритма, темпа; -корригировать эмоциональное напряжение. -развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость.   -продолжать работу по корригированию нарушения звукопроизносительной стороны речи; -формировать полноту воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ); -развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость; -учить обобщать, анализировать (коррекция мышления).  
Воспитательные -воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; -воспитывать художественный вкус, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; -воспитывать интерес к музыкальным и шумовым инструментам; -воспитывать интерес к истории происхождения инструментов.   -художественный вкус, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; -воспитывать любовь к Родине, родному краю на основе песен и музыкальных произведений; -активизировать творческие способности обучающихся; -прививать интерес к музыкальным инструментам (струнным, духовым и т.д).   -воспитывать интерес к музыкальным и шумовым инструментам; -воспитывать интерес к истории происхождения инструментов.  

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:

· «Пение»,

· «Слушание музыки»

· «Элементы музыкальной грамоты».

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Наши рекомендации