Материалы для тематического стенда по проблеме
Понятие «Агрессия»
Агрессия– это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.
Физическая(избиения, подзатыльники, пинки,
использование ремня при наказании и т.д., т.е.
непосредственное использование физической
силы по отношению к другому существу)
Агрессия
Вербальная = словесная(нецензурная брань,
обидные слова, обзывательства, угрозы и т.д.,
т.е. причинение морального вреда человеку)
Агрессивность– довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста.
Агрессивность как черта личности может бытьхарактерна и для мальчиков и для девочек.
У младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены на нанесение физического или морального вреда живому существу.
Причины появления агрессии у детей
· Телевизионные программы и компьютерные игры.
Если посмотреть ТВ программы, даже детские, можно найти в них много агрессии. Агрессия никогда не бывает скучной, она всегда волнует человека. Даже если человеку не нравятся агрессивные сцены, они все равно привлекают его внимание к телеэкрану. Поэтому люди, создающие ТВ программы, зная этот психологический механизм, используют агрессию при их создании.
Этим же пользуются создатели компьютерных игр – агрессивные игры более интересны, чем другие.
Проблема заключается в том, что, когда дети играют в агрессивные игры и смотрят такие же передачи, они становятся более агрессивными.
Это не происходит внезапно, непосредственно после просмотра передачи или игры, но дети начинают принимать агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе, семье, на улице, ребенок начинает использовать имеющуюся у него модель поведения. Ведь ребенок научился в процессе игры тому, как можно легко справиться с любыми проблемами (с помощью агрессии), поэтому он предпочитает ударить другого, вместо того чтобы обсудить происходящее спокойно.
· Поведение родителей и других взрослых в конфликтных ситуациях, решаемых в присутствии ребенка.
В младшем школьном возрасте одной из основных черт ребенка является подражательностьповедению взрослых. Ребенок отождествляет себя с тем, кого он любит и уважает (родители, бабушки, дедушки, учителя), поэтому старается быть таким же, как этот человек и начинает подсознательно копировать образцы и способы поведения взрослых, их взаимодействия с другими людьми.
Подумайте, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях, кричите ли вы, какие слова используете, может вы применяете физическую силу, вместо того, чтобы просто поговорить и спокойно разрешить все проблемы?
Помните, если у ребенка нет примера доброжелательных взаимоотношений между людьми, то он и не будет знать о их существовании и не будет способен использовать их при взаимодействии с другими. Единственно приемлемым способом взаимодействия для него будет агрессивное поведение (конфликтное, злобное, драчливое)
· Стили воспитания в семье.
Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Психологами доказана связь между преобладающим стилем воспитания в семье и уровнем агрессивности ребенка.
Ребенок становится агрессивным, если:
- В семье преобладают методы авторитарного воспитания (родители строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, подавляют инициативность ребенка, родители чрезмерно придирчивы по отношению к ребенку, предъявляют к нему повышенные требования). В такой ситуации ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и птиц, стариков)
- В семье преобладают методы попустительского стиля воспитания (в такой семье ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию, «что такое «хорошо»» и «что такое «плохо»». Ребенок растет в условиях эмоциональной депривации, т.е. острой нехватки эмоционального тепла и ласки, внимания и любви со стороны родителей). Такая семейная ситуация также приводит к возникновению агрессии у ребенка. Дети стремятся в таких семьях, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение.
«Как помочь агрессивному ребенку»
Работа с агрессивными детьми | |
Направления | Мероприятия |
Обучение детей приемлемым способам выражения агрессии | · Обучение детей умению словесно и вежливо высказывать свои отрицательные чувства · Организация игр и упражнений, направленных на обучение детей приемлемым способам выражения гнева |
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях | · Обучение детей приемам саморегуляции · Проведение релаксационных упражнений с детьми · Включение релаксационных минуток в течение учебного дня |
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях | · Беседы, обсуждение конфликтных ситуаций · Проведение ролевых игр (разыгрывание конфликтных ситуаций) · Организация игр и упражнений, направленных на развитие навыков эффективного общения |
Формирование позитивных качеств личности | · Совместное чтение сказок, рассказов взрослыми (учителями, воспитателями, родителями) и детьми (на классных часах, на уроках внеклассного чтения, как элемент психологического занятия) |
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Это экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей.
Каковы они?