Экзаменационные материалы для собеседования
1. Социальная обусловленность формирования экологической компетенции младших школьников. Цель, задачи, принципы экологического образования и экологического воспитания. Главные экологические идеи, реализуемые на уроках окружающего мира. Приведите пример фрагмента урока, демонстрирующего взаимосвязь в системе «Человек – природа – общество».
2. Экологический подход к построению учебной дисциплины «Окружающий мир». Экологические отношения и их формирование в процессе обучения и воспитания. Методы и приемы формирования отношений младших школьников к природе. Приведите пример фрагмента урока, отражающего методику работы над правилами поведения детей в природе.
3. Интеграция видов искусства на уроках ИЗО как условие формирования целостной картины мира у младших школьников. Покажите эффективность развивающих образовательных технологий в проведении урока интегративного характера. Используйте свой профессиональный опыт и опыт учителей – наставников.
4. Урок музыки в современной школе. Его роль в духовном развитии младших школьников. Особенности урока музыки как урока искусства.
5. Анализ компонентов здорового образа жизни. Занятия физическими упражнениями как одна из составляющих здорового образа жизни. Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей с разным уровнем здоровья и физического развития. Какие формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми периода детства Вы использовали на педагогической практике? Приведите фрагмент занятия (урока или физкультурной перемены).
6. Универсальные учебные действия. Моделирование как знаково-символическое универсальное учебное действие. Организация деятельности младших школьников по моделированию текстовых задач.
7. Системный подход при формировании понятия числа и системы счисления у обучающихся начальной школы. Применение принципов десятичной системы счисления при формировании алгоритмов письменных вычислений. Планируемые результаты изучения данной темы: личностные, метапредметные, предметные.
8.Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников при изучении переместительного свойства умножения и таблиц умножения и деления. Модель обучения, направленная на формирование приемов умственных действий: сравнения, анализа, абстрагирования, классификации, выделения главного, синтеза. Методические и организационные приемы усвоения таблицы умножения и деления (по системам М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, Л.В. Занкова). Планируемые результаты изучения данной темы: личностные, метапредметные, предметные.
9. Требования к современному уроку русского языка в начальной школе. Целеполагание. Этапы подготовки учителя к уроку. Предложите рекомендации учителю для подготовки к уроку русского языка с учетом требований деятельностного подхода в обучении. Составьте модель урока русского языка (тип урока по выбору студента). Какие УУД и как будете формировать у обучающихся на каждом этапе урока.
10. Формирование речевой компетентности младших школьников как требование ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Обучение младших школьников всем видам речевой деятельности – одно из условий работы по развитию речи детей. Покажите на основе разработанного Вами фрагмента урока обучения сочинению (изложению) эффективные средства формирования умений осуществлять устную и письменную речевую деятельность в соответствии с коммуникативной ситуацией.
11. Цели и задачи обучения русскому языку в части формирования орфографической зоркости обучающихся. Основные понятия орфографии. Свойства (принципы) русского правописания как основа его методики. Слагаемые процесса успешного усвоения правописания младшими школьниками. Продемонстрируйте методы и приемы обучения решению орфографических задач в начальной школе.
12. Приоритетная цель, задачи обучения литературному чтению в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО. Особенности уроков литературного чтения с точки зрения деятельностного подхода: целеполагание, структура, формы работы. Продемонстрируйте фрагмент урока изучения произведения эпического жанра (по выбору) с учётом деятельностного подхода.
13. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как основа формирования читательской компетентности младшего школьника. Основные положения системы К.С. Станиславского, определяющие работу над выразительностью речи в начальной школе. Средства выразительности устной речи. Методика обучению детей выразительному чтению произведений разных жанров. Представьте фрагмент урока (на выбор) по обучению младших школьников выразительному чтению.