Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине
Вид самостоя-тельной работы | Задание | Кол-во часов | Форма контроля |
1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике | |||
Индивидуальные задания | 1. Охарактеризовать методологические подходы к конструированию образовательного процесса (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический и компетентностный), выявить основные принципы, методы и формы. 2. Изучить системное исследование в педагогике: методология, этапы и конструирование. Определить и охарактеризовать методы исследования, критерии их выбора (метод наблюдения, его организация и осуществление, метод беседы и его конструирование, метод тестирования, технология создания педагогических тестов, метод анкетирования и его конструирование. 3. Определить основные требования к разработке и использованию методов исследования. Конструирование различных видов педагогического исследования (фундаментальные, прикладные, разработки). Критерии эффективности педагогического исследования. 4.Приведите отличительные особенности понятий «профессионализм», «компетентность», «компетенция». | Конспект Конспект конспект таблица | |
2. Конструирование педагогических технологий | |||
1.Какие особенности педагогических технологий Вы можете назвать? 2. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении? 3. Из каких основных компонентов складывается понятие «информационно-технологическое сопровождение» педагогического процесса? | Конспект Конспект схема | ||
3. Решение педагогических задач | |||
Индивидуальные задания | 1.Перечислите и опишите различные виды педагогических задач. 2. При подготовке к вопросу выпишите из литературы (Рыбакова М.М., Спирин Л.Ф., Кондрашова Л.М. и др.) схемы анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач. Проведите их сравнительный анализ. 3. Подумайте. в чем особенности педагогических задач, решаемых учителем-предметником, классным руководителем, педагогом дополнительного образования 4..Сформулируйте педагогические условия создания ситуаций сотрудничества педагога и учащихся 5.Приведите примеры тактических и стратегических задач, имеющих отношение к педагогической деятельности. 6.Чем отличается технократический подход решения задачи от гармонично-центрированного? | Схема-отчет Таблица Конспект Конспект Конспект конспект | |
4. Диагностика и прогнозирование образовательного процесса | |||
Индивидуальные задания | 1.Составьте программу изучения ученического коллектива. 2.Проанализируйте диагностические методики(диагностика воспитанности Н.Е.Щуркова) | Творческий проект Методическая копилка | |
5. Целеполагание педагогической деятельности | |||
Индивидуальные задания | 1.. Приведите примеры тактических и стратегических задач, имеющих отношение к педагогической деятельности. 2. | Конспект | |
6. Планирование педагогической деятельности | |||
Индивидуальные задания | 1.Сформулируйте основные компетенции учителя школы. 2. Определите требования к планированию педагогической деятельности. | Конспект | |
7. Технология организации образовательной деятельности | |||
Работа с научно-методическими материалами | 1.В практической педагогической деятельности в настоящее время одновременно используются такие понятия как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» – с одной стороны, и «методика преподавания», «методика обучения», «методика воспитания» – с другой. В связи с этим, дайте определения этим понятиям, представив не менее трех определений каждого понятия из различных источников. 2. Какие особенности педагогических технологий Вы можете назвать? 3. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении? | Конспект Схема-таблица коснпект | |
8. Оценочно-корректировочная деятельность педагога | |||
Индивидуальные задания | 1.Что представляет собой индивидуальный образовательный маршрут ученика? 2.Разработайте по 2 ситуации, в которых необходимо применение теоретических и практических умений. | Эссе конспект | |
9. Профессиональное развитие и самоопределение педагога в профессиональной деятельности | |||
Индивидуальное задание | 1.Составьте программу развития креативных способностей учителя. 2.Составьте программу развития мотивации профессионально-педагогической деятельности. | Творческий проект Творческий проект |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Краевский, В.В. Методология педагогики [Текст] / В.В. Краевский: новый этап: учеб. пос. для студ-ов вузов. - М.: Академия, 2008.
2. Педагогика [Текст] /Под ред. Пидкасистого П.И. –М., 2005.
3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья [Текст] / Н.К. Смирнов. – М., 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
2. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. - Казань: «Дом печати», 1997. - 144 с.
3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. - 188 с.
4. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997. Бабияж М. Сельская школа в Польше // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 106-107..
5. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия, 23 октября 2004 г.
6. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая кн., 1996. - 339 с.
7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского
8. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.-352 с.
9. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С. 28-39.
10. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью: Практическая психология для учителя. М., 1998.
11. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М: Наука, 2003. - 256 с.
12. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. - 2004. - № 3.-С.77-117.
13. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Речь, 1995.-263 с.
14. 3еер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн.
15. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
16. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Academia, 2004. - 207 с.
17. Калина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. - 2005. - № 3. - С.5-32.
18. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - М.: Выш. шк., 2002. - 95 с.
19. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.
20. Ярославль, 2001.
21. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое
22. проектирование. - М.: Академия, 2005. - 213 с.
23. Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных
24. технологий образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инст-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 320 с.
25. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов уманит. факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. - М.: СГУ, 2005. - 263 с.
26. ичность и личностный рост: восточные теории личности. - М., 1994. - 128 с.
27. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 48-57.
28. Минаева В.М. Актуальные аспекты раннего преодоления застенчивости // Человеческий фактор в условиях развивающегося информационного общества. Орел, 2002.
29. Минаева В.М. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Воспитание школьника. 2001. №7.
30. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. - 292с.
31. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова, М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 80 с.
32. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
33. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. - Уфа: Гилем, 2004. -258 с.
34. Селевко Г. Социально-педагогическое обследование в школе // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С.37-44.
35. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с; 816 с.
36. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. -2005.-№10.-С. 53-62.
37. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
38. Федорова С. Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 65-70..
39. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников.- 2005.- № 4.- С. 2-8.
40. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. -2005.-№4.-С. 8-13.
41. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
42. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). - М: Новая школа, 1996. -352 с.
Интернет-ресурсы:
- http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
- Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
- Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm
4. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –
- http://elibrary.ru/defaultx.asp
- Гуманитарная электронная библиотека –
- http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
10. 8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
- 9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
- 10. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
- 11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
- 12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
15. 13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm
16. 14. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm
15. Лебедев В. Коллективные творческие дела –
- http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm
16. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc
18. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library/.
19. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).
20. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru .
21. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru .
22. http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, компьютерный класс, мультимедиа проектор.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики, отработки практических умений психологического и педагогического исследования.
На лекционных занятиях раскрываются узловые теоретические вопросы психологического и педагогического исследования, с демонстрацией разнообразных методов исследования. Они призваны пробудить интерес студентов к научной и профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.
Семинарские занятия направлены преимущественно на формирование умений применять методы психологического и педагогического исследований, овладение элементами анализа, синтеза, дедукции и т.д. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью отработку собственного подхода к решению профессионально-исследовательских задач.
Лабораторные работы направлены на формирование компетенций педагога, овладение навыками решения профессиональных задач.
Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений применения в профессиональной деятельности качественных и количественных методов психологического и педагогического исследования.
Кроме того, самостоятельная работа студентов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с современными достижениями психолого-педагогической науки. Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для построения собственного исследования.