Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине

Вид самостоя-тельной работы Задание Кол-во часов Форма контроля
1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Индивидуальные задания   1. Охарактеризовать методологические подходы к конструированию образовательного процесса (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический и компетентностный), выявить основные принципы, методы и формы. 2. Изучить системное исследование в педагогике: методология, этапы и конструирование. Определить и охарактеризовать методы исследования, критерии их выбора (метод наблюдения, его организация и осуществление, метод беседы и его конструирование, метод тестирования, технология создания педагогических тестов, метод анкетирования и его конструирование. 3. Определить основные требования к разработке и использованию методов исследования. Конструирование различных видов педагогического исследования (фундаментальные, прикладные, разработки). Критерии эффективности педагогического исследования. 4.Приведите отличительные особенности понятий «профессионализм», «компетентность», «компетенция». Конспект   Конспект     конспект   таблица  
2. Конструирование педагогических технологий  
  1.Какие особенности педагогических технологий Вы можете назвать? 2. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении? 3. Из каких основных компонентов складывается понятие «информационно-технологическое сопровождение» педагогического процесса? Конспект   Конспект   схема    
3. Решение педагогических задач  
Индивидуальные задания 1.Перечислите и опишите различные виды педагогических задач. 2. При подготовке к вопросу выпишите из литературы (Рыбакова М.М., Спирин Л.Ф., Кондрашова Л.М. и др.) схемы анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач. Проведите их сравнительный анализ. 3. Подумайте. в чем особенности педагогических задач, решаемых учителем-предметником, классным руководителем, педагогом дополнительного образования 4..Сформулируйте педагогические условия создания ситуаций сотрудничества педагога и учащихся 5.Приведите примеры тактических и стратегических задач, имеющих отношение к педагогической деятельности. 6.Чем отличается технократический подход решения задачи от гармонично-центрированного? Схема-отчет   Таблица   Конспект   Конспект     Конспект   конспект  
4. Диагностика и прогнозирование образовательного процесса
Индивидуальные задания 1.Составьте программу изучения ученического коллектива. 2.Проанализируйте диагностические методики(диагностика воспитанности Н.Е.Щуркова) Творческий проект     Методическая копилка  
5. Целеполагание педагогической деятельности
Индивидуальные задания 1.. Приведите примеры тактических и стратегических задач, имеющих отношение к педагогической деятельности. 2. Конспект    
6. Планирование педагогической деятельности  
Индивидуальные задания 1.Сформулируйте основные компетенции учителя школы. 2. Определите требования к планированию педагогической деятельности. Конспект
7. Технология организации образовательной деятельности  
Работа с научно-методическими ма­териалами   1.В практической педагогической деятельности в настоящее время одновременно используются такие понятия как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» – с одной стороны, и «методика преподавания», «методика обучения», «методика воспитания» – с другой. В связи с этим, дайте определения этим понятиям, представив не менее трех определений каждого понятия из различных источников. 2. Какие особенности педагогических технологий Вы можете назвать? 3. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении? Конспект     Схема-таблица   коснпект
8. Оценочно-корректировочная деятельность педагога
Индивидуальные задания 1.Что представляет собой индивидуальный образовательный маршрут ученика? 2.Разработайте по 2 ситуации, в которых необходимо применение теоретических и практических умений.   Эссе   конспект
9. Профессиональное развитие и самоопределение педагога в профессиональной деятельности
Индивидуальное задание 1.Составьте программу развития креативных способностей учителя. 2.Составьте программу развития мотивации профессионально-педагогической деятельности.   Творческий проект     Творческий проект  

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Краевский, В.В. Методология педагогики [Текст] / В.В. Краевский: новый этап: учеб. пос. для студ-ов вузов. - М.: Академия, 2008.

2. Педагогика [Текст] /Под ред. Пидкасистого П.И. –М., 2005.

3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья [Текст] / Н.К. Смирнов. – М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. - Казань: «Дом печати», 1997. - 144 с.

3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. - 188 с.

4. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997. Бабияж М. Сельская школа в Польше // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 106-107..

5. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия, 23 октября 2004 г.

6. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая кн., 1996. - 339 с.

7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского

8. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.-352 с.

9. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С. 28-39.

10. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью: Практическая психология для учителя. М., 1998.

11. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М: Наука, 2003. - 256 с.

12. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. - 2004. - № 3.-С.77-117.

13. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Речь, 1995.-263 с.

14. 3еер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн.

15. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

16. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Academia, 2004. - 207 с.

17. Калина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. - 2005. - № 3. - С.5-32.

18. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - М.: Выш. шк., 2002. - 95 с.

19. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.

20. Ярославль, 2001.

21. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое

22. проектирование. - М.: Академия, 2005. - 213 с.

23. Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных

24. технологий образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инст-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 320 с.

25. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов уманит. факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. - М.: СГУ, 2005. - 263 с.

26. ичность и личностный рост: восточные теории личности. - М., 1994. - 128 с.

27. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 48-57.

28. Минаева В.М. Актуальные аспекты раннего преодоления застенчивости // Человеческий фактор в условиях развивающегося информационного общества. Орел, 2002.

29. Минаева В.М. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Воспитание школьника. 2001. №7.

30. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. - 292с.

31. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова, М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 80 с.

32. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

33. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эм­пирические аспекты исследования: Монография. - Уфа: Гилем, 2004. -258 с.

34. Селевко Г. Социально-педагогическое обследование в школе // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С.37-44.

35. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с; 816 с.

36. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. -2005.-№10.-С. 53-62.

37. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

38. Федорова С. Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 65-70..

39. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников.- 2005.- № 4.- С. 2-8.

40. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. -2005.-№4.-С. 8-13.

41. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

42. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретиче­ские основы и практическая реализация). - М: Новая школа, 1996. -352 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
  2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
  3. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

4. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –
  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp
  3. Гуманитарная электронная библиотека –
  4. http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

10. 8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

  1. 9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
  2. 10. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
  3. 11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
  4. 12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

15. 13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm

16. 14. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm

15. Лебедев В. Коллективные творческие дела –

  1. http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm

16. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc

18. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library/.

19. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).

20. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru .

21. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru .

22. http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, компьютерный класс, мультимедиа проектор.

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики, отработки практических умений психологического и педагогического исследования.

На лекционных занятиях раскрываются узловые теоретические вопросы психологического и педагогического исследования, с демонстрацией разнообразных методов исследования. Они призваны пробудить интерес студентов к научной и профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.

Семинарские занятия направлены преимущественно на формирование умений применять методы психологического и педагогического исследований, овладение элементами анализа, синтеза, дедукции и т.д. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью отработку собственного подхода к решению профессионально-исследовательских задач.

Лабораторные работы направлены на формирование компетенций педагога, овладение навыками решения профессиональных задач.

Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений применения в профессиональной деятельности качественных и количественных методов психологического и педагогического исследования.

Кроме того, самостоятельная работа студентов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с современными достижениями психолого-педагогической науки. Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для построения собственного исследования.

Наши рекомендации