III. Методические рекомендации для преподавателей
относится ГС к блоку общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (НРК)
Цель: изучение дисциплины «Правоведение (педагогический профиль)» - выработать у будущих педагогов установки на правомерное поведение, дать каждому из них необходимые знания о правовых свободах человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, о порядке защиты нарушенного права.
В процессе формирования правовых знаний студента преподавателю особое внимание следует уделить воспитанию у него уважения к закону, используя при этом метод правового убеждения, что поможет в результате воспитать волевые свойства личности учителя, его правосознание и правовую культуру
Преподавателю необходимо учитывать, что в результате изучения дисциплины «Правоведение» студент должен получить знания, необходимые ему:
а) в профессиональной деятельности;
б) в повседневной жизни;
в) в работе с учениками и их семьями.
Содержание учебного курса должно быть основано на современной теории российского конституционного, административного, гражданского, трудового, уголовного, экологического и других отраслей права с учетом состояния действующего законодательства. Преподавателю следует ознакомить студентов и широко использовать в учебном процессе справочную информационную правовую систему «КонсультантПлюс», желательно использовать активные методы обучения по практическому применению правовых норм, обсуждать реальные правовые проблемы, с которыми будущие учителя могут столкнуться в жизни в профессиональной деятельности. Преподаватель может применять методику ролевых игр, лекций-дискуссий, использовать в учебном процессе видеооборудование.
Преподавателю рекомендуется давать задания для самостоятельной работы студентов для предварительной подготовки к лекционным и семинарским занятиям.
Самостоятельная предлекционная работа предполагает подготовку к активному, а значит, более эффективному освоению лекционного материала.
Задания к предлекционной работе могут быть сформулированы следующим образом.
Перечень примерных вопросов:
- Какие государственно-правовые явления изучаются в рамках курса «Правоведение»?
- Как взаимодействуют право и государство в современном мире?
- Что понимает под правом современная юридическая наука?
- В чем отличие нормы права от иных социальных норм?
- Зачем государству нужен принцип разделения властей?
- Есть ли у граждан России обязанности перед государством?
- Какова иерархия судебной системы в Российской Федерации?
- Существуют ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность?
- Есть ли отличия в привлечении к ответственности взрослых и несовершеннолетних?
- Каково содержание права собственности?
- Что понимается под термином «смежные права»?
- В чем отличие трудового договора от гражданско-правового договора (например, договора подряда)?
Преподавателю необходимо подготовить проблемные вопросы по каждой теме и рекомендовать литературу, с помощью которой студент попытается на них ответить. На лекционном занятии каждый студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях и отвечать на вопросы лектора.
Своевременное и качественное выполнение всех видов заданий, творческую активность и качество ответов необходимо учитывать при аттестации студентов.
Во время изучения основных категорий государства и права целесообразно использовать компьютерные тестовые программы, предполагающие различные виды тестовых заданий, а также схемы и таблицы, самостоятельно выполняемые студентами. Использование этих средств будет способствовать закреплению изученного материала и лучшему усвоению основных категорий государства и права, а также взаимосвязи обозначаемых ими явлений и процессов.
Занятия, посвященные изучению основных положений отраслевых юридических наук (таких как гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право) предполагают решение студентами задач с использованием информационной правовой системы «КонсультантПлюс» с целью поиска нормативно-правовых актов, положения которых необходимы для решения вопроса задачи.
Текущая аттестация усвоения знаний в течение семестра должна проводиться в виде контрольных и самостоятельных работ в устной и письменной форме.
Желательно проводить компьютерный тестовый опрос по основным темам дисциплины, а также самоконтроль и взаимоконтроль выполняемых заданий.