При прохождении педагогической практики
Процесс прохождения аспирантом педагогической практики направлен на формирование следующих компетенций:
универсальные компетенции (УК):
ü способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ü готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6).
Результаты обучения по дисциплине
В результате прохождения педагогической практики аспирант должен
Знать:
ü содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда;
ü нормативно-правовые основы преподавательской деятельности в системе высшего образования;
ü современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания;
ü федеральные государственные образовательные стандарты по основным образовательным программам, реализуемые кафедрами;
ü основы педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях;
ü порядок организации, планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса с использованием современных технологий обучения.
Уметь:
ü формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей;
ü осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом;
ü осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания с учетом специфики направления подготовки;
ü осуществлять преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования;
ü выполнить анализ и самоанализ учебных занятий;
ü подготовить планы лекционных, практических/лабораторных занятий;
ü осуществлять методическую работу по проектированию дидактических материалов для проведения учебных занятий;
ü разрабатывать диагностические и контролирующие материалы по учебной дисциплине.
Владеть:
ü приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач;
ü способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития;
ü технологиями осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам по профилю подготовки;
ü опытом проведения различных видов учебных занятий;
ü техникой речи и правилами поведения при проведении учебных занятий;
ü навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.
Структура и содержание педагогической практики
Разделы практики
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля) | З.Е. | Всего часов | Количество часов по видам занятий | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Подготовительный этап | |||||
Основной этап | |||||
Заключительный этап | |||||
Всего |
Примечание. 1 зачетная единица = 36 академических часов (по 45 минут)
Содержание разделов дисциплины
Подготовительный этап включает: беседу с научным руководителем, разработку и утверждение индивидуального плана педагогической практики; изучение учебного материала по вопросам планируемого занятия; анализ нормативных документов системы образования.
Основной этап включает: посещение и анализ учебных занятий преподавателей кафедры (не менее трех посещений); подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебного курса (анализ ФГОС и учебного плана направления, анализ рабочей программы курса); знакомство с формами и методами педагогической работы преподавателей кафедры по профилю подготовки; проработка учебной и учебно-методической литературы, конспектов лекций по теме; подготовка и проведение лекционных и практических занятий; проведение самоанализа занятий.
Заключительный этап включает подготовку и защиту отчёта по результатам практики.