Великий Очаг Духовного Света 6 страница
О том, как применять свои качества в Служении, в Учении говорится: «Мало сказать — я пришёл и хочу служить, — ибо готовность служить обязывает ученика приобрести дисциплину духа. Недостаточно сказать, что приняты все указания Учения, ибо лишь в жизни можно выявить принятие Указаний. Если земной план налагает твёрдые правила, то мир духа накладывает явление устремления в жизни к принятию Завета Иерархии. Твёрдое устремление нагнетает дух и закаляет для истинного Служения. Нужно заслужить утверждение Зова, нужно понять Зов, нужно освободиться от многих тягостей (мешающих осуществлению Служения. — Н.С.), так нужно понять истину приближения к Учению. Нужно понять красоту даяния, ибо часто лишь земные даяния не утверждают ''чашу''. Так на пути к Миру Огненному пусть общинники поймут Зов к Служению»(17).
«Нужно понять, что напрасны старания все и труды, если Учение Живой Этики не воплощено в жизни. Применение — путь достижений кратчайший. Не Знаем другого пути. Это и есть путь жизни, единственно возможный на... Земле. Но люди ищут обходные тропы, лишь бы уклониться от необходимости приложения в жизни Учения Нашего Братства. Требуйте (разумеется, прежде всего от себя. — Н.С.) применения на практике Учения Огненной Йоги. Не заслонитесь словами. Сколько прекрасных начинаний потонуло в словах. Как убедить, что только понятое и применённое остаётся с вами. Понятое и не применённое уходит от вас вместе с оболочками, часто даже на них не оставляя следа. Самые прекрасные, но не применённые в жизни слова делают оболочку пустою»(18).
«Самая малая хорошая мысль, но применённая в жизни, лучше самой большой, но не применённой. Только применённые мысли дают силу духу и порождают огни, образуя кристаллические отложения в Чаше. Хорошо мыслить ясносияюще. Сияние мысли даёт её применение в действии»(19).
«Пусть самые возвышенные полёты мысли не помешают твёрдо ступать по Земле, зная, что только понятое, применённое и утверждённое на практике и в жизни здесь, на Земле, утверждено будет в Мирах, как неотъемлемое достижение духа, сохранившего и удержавшего таким образом своё достояние»(20).
«Ценить каждую мысль Учения — значит прилагать её в жизни. В этом путь победы»(21).
Полная чаша готова. Прими!
Каждый, хотящий войти в Новый Мир,
Счёта не знает боям и трудам,
Сам созидает завещанный Храм.
Только отдавший получит сполна,
Только принесшему будет дана
Чаша без края и дна!
Н.Д.Спирина. Капли
25 мая 2003 г.
СЧАСТЛИВЫЙ ГОРОД
Слово в День открытых дверей Музея Н.К.Рериха
Какая счастливая судьба у города Новосибирска, в прошлом Новониколаевска, что он имеет, в отличие от других городов, два ясносияющих места — Часовню во имя великого Святителя Чудотворца Николая и Музей во имя всемирно известного художника Николая Рериха.
Как прекрасно, как зовуще было бы вернуть первоначально данное нашему городу имя — Новониколаевск, в честь великого вселенского Святого.
Каждое утро, начиная свой рабочий день, в нашем Музее в присутствии всех сотрудников читается вслух обращение к нашему Покровителю — Святому Николаю.
Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда!
Н.Д.Спирина. Из сборника «Подняться в духе до Звезды...»
Как горящая гигантская свеча, устремляется к небу, освещая всё вокруг, произведение уникального духовного зодчества — Часовня, посвящённая Светочу Надземному, возносится ввысь в честь великого вселенского Святителя Чудотворца Николая Мирликийского. Всё вокруг озарено этим Светом.
Часовня потрясает своей значительностью, невзирая на, казалось бы, небольшие размеры. Мощь несокрушимая исходит от неё; и укрепляет дух, и возвышает все наши устремления к Небу.
А теперь поговорим о первом в России Азиатской Музее, посвящённом творчеству Н.К.Рериха, также находящемся в нашем городе, и о том, какую важную роль может сыграть этот Музей в истории нашей страны.
Теперь нарождается Сибирь Новая, устремлённая к созиданию и творчеству. Николай Рерих утверждал, что «духовное возрождение нашей родины придёт из Сибири». Сейчас это возрождение уже началось. В нашем городе создан Музей Н.К.Рериха — это и есть начало воплощения Учения Живой Этики в реальную материальную форму. Что требуется от нас теперь? Осознать, что на данный момент участие в окончании строительства Музея есть главная задача для принявших Учение и вступивших на путь служения Общему Благу. «Дума рождает дела», и устремление к выполнению порученного притягивает новые возможности. Особенно успешно будет закончено строительство, если необходимость его будет осознана не формально, но по зову сердца.
Музей Н.К.Рериха в Новосибирске явится центром изучения и распространения высоких идей Учения Живой Этики не только в России, но и во всём мире, и магнит его будет неуклонно возрастать. И множества будут стекаться к нему, чтобы утолить свою духовную жажду из живого, действующего источника. И какое счастье, что каждый из нас может внести свою посильную лепту в это строительство, знаменующее начало Новой Эпохи.
Наша страна прославится Музеем Н.К.Рериха в столице России Азиатской — Новосибирске. Там будут проводиться выставки картин и репродукций Н.К.Рериха; литературно-музыкальные слайд-программы, экскурсии, встречи, Чтения; музыковедческие, искусствоведческие и педагогические секции; специальные программы для детей и подростков, а также беседы у камина, на котором изображён белый конь Чинтамани, несущий с Небес заповеданный Камень Счастья. Посещая Музей, вы приобщитесь к подлинной духовной красоте.
Несмотря на всё то, что происходит в мире и вокруг нас, мы должны неизменно сохранять свой настрой, основанный на Учении Живой Этики, утверждать данное к нашему сроку Учение и внутри себя, и в нашей внешней деятельности, и непоколебимо верить в то, что Новый предуказанный Мир настанет. Необходимо постоянно держать контакт с Иерархией Света, для того чтобы в будущем через нас это озарение передавалось окружающим нас людям. Если мы будем крепко держаться нашего Фокуса, наших Старших, Они смогут лучше помочь через нас всей планете.
Сейчас время роковое, можно сказать отборочное. Данный период особенно знаменателен тем, что одни окончательно утвердятся в Свете, а другие безвозвратно предадутся тьме. В этом окончательном отборе крайне важно держать контакт с Иерархией Света, и этому очень помогает постоянное чтение книг Учения Живой Этики, Писем Е.И.Рерих, «Граней Агни Йоги» (то есть Записей Б.Н.Абрамова). Необходимо обращаться к Высшему, читать, наполнять благими мыслями пространство и чётко представлять себе, какое будущее мы хотим иметь для человечества, верить в нашу будущую судьбу, которая нам предназначена. Ведь говорится в книге «Зов» (31.03.1923): «...Укрепляйте глаза, чтобы не ослепнуть, когда Приоткрою край завесы Грядущего». В России это будет особенно прекрасно, но в это надо твёрдо верить и всемерно утверждать. Это будущее уже создано в Высших Сферах, но нужно воплотить его на земном плане. Наша задача — помочь Иерархии Света в этом спасительном труде. Этой цели служат и созидающийся Музей Н.К.Рериха в Новосибирске, и журнал «На Восходе», и наши «круглые» и «квадратные» столы, и секции, и беседы, и творчество сотрудников Рериховского Общества; и мысли наши должны постоянно работать в этом направлении.
Музей растёт, Музей растёт!
И мы идём вперёд, вперёд;
Ничто нас вспять не повернёт.
Мы знаем —
НОВЫЙ МИР грядёт!
Н.Д.Спирина. Из сборника «Подняться в духе до Звезды...»
28 июня 2003 г.
ВЗАИМОСВЯЗЬ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Перед Словом «Взаимосвязь», с которым мы хотим сегодня выступить, напомним о другом Слове, имеющем ближайшее отношение к этому понятию. Оно было произнесено в 1996 году и называлось «Примеси». В нём говорилось:
Слово «примеси» было взято из пронзительного и необыкновенно актуального сейчас, хотя оно написано в 1950-х годах, стихотворения немецкого прогрессивного писателя XX века Бертольдта Брехта, обращённого к тем, кто может уйти.
Тем, кто может уйти
Те, кто может уйти, должны уйти,
Не нужно просить их остаться.
Остаться должны только те,
кто не может уйти.
Разве удержишь того,
У кого есть возможность уйти?
Ослабевшие не в силах
Удержать кого бы то ни было.
Но и в хорошее время
Не удерживайте тех, кто может уйти,
Потому что может наступить плохое время.
С нами пойдут в бой лишь те,
Кому грозит то же, что и нам.
Что нам за толк, если кто-то
Любит нас за красивые глаза?
Скажем же им: сегодня
От нас ещё есть дорога,
Кольцо вокруг нас ещё не сомкнулось.
Может уйти каждый, у кого есть
убежище там, снаружи,
У кого есть друг среди врагов,
Тот, кто ещё может уйти.
Чтоб мы наконец остались одни,
Свободные от примесей, —
Люди, которые не могут уйти.
Сейчас мы вступаем в роковой, решающий период духовной истории человечества — примем ли мы законы Бытия, изложенные в Учении Живой Этики, или безнадёжно отстанем от эволюции духа, уйдём в прошлое навсегда. Что может удержать нас не свернуть с пути Служения, с пути продвижения? Свобода от примесей, о которых Брехт упоминает. В чём заключаются они? Их немало.
Каждый действует или во имя своё, или во имя Общего Блага. Действие «во имя своё» и содержит все те примеси, те свойства, которые тормозят продвижение и дают возможность уйти.
Власть, слава, богатство — три основные искушения, которыми сатана пытался соблазнить Христа. Если у ученика имеется тяготение к ним — он может сойти с пути Служения.
Одна из примесей — губительная половинчатость. У таких людей есть «друг среди врагов», есть «убежище там, снаружи» — так определяет эту половинчатость Брехт.
Каждый должен сам определить свои примеси. Никто другой точнее его самого этого не сделает. И сделать это надо, пока не поздно определиться.
Учение Живой Этики содержит перечень этих примесей и подробно говорит о них, раскрывая их суть и указывая на методы их изживания.
В Учении Живой Этики нет ничего отвлечённого — всё жизненно и всё применимо.
А теперь продолжим эту тему Словом, которое мы назвали «Взаимосвязь».
Если к Учению Живой Этики мы будем относиться только теоретически, то это не принесёт нужных плодов. Нам дана Живая Этика для практического применения, а не только для философских рассуждений. Она помогает нам понять, как в Космосе всё взаимозависимо и что ни одна наша мысль, слово или действие не останутся без следствий для кого-то или для чего-то. Очень образно об этом говорится в книге «Община»: «Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах»(1).
Всё касается всех, в той или иной мере и степени, начиная от погоды и кончая космическими явлениями. Отсюда происходит чувство ответственности за всё, что мы производим и творим. Это чувство ответственности отличает нас от всех остальных царств природы, ибо ни животные, ни растительный мир этим чувством не обладают.
Нужно крепко утвердиться на понимании того, что невозможно делать или творить что-либо хорошее или плохое только для себя одного. Заповеди всех Великих Учителей человечества сводились именно к тому, чтобы научить людей ответственности за всё совершаемое ими и дать им понять, какие последствия могут произойти от их безответственности за всё, что они совершают. Закону о причинно-следственной связи необходимо начинать учить детей с самого раннего возраста, конечно, сообразуясь с уровнем их сознания. Это убережёт их в дальнейшей жизни от дурных деяний, так как эта связь будет прочно заложена в их понимание, и ничто не сможет её аннулировать.
«Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодёжь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления»(2).
Если мы возгордимся оттого, что теоретически обладаем знанием Учения, но не применим его в нашей повседневной жизни и тем самым не улучшим наше будущее, то мы можем остаться, как в сказке Пушкина, старухой у разбитого корыта, и золотая рыбка счастья уплывёт от нас навсегда. Сейчас, ввиду явления конечного отбора, нам дана последняя возможность приближения к Высшему Миру, и если мы не воспользуемся этим великим даром, то эта возможность уйдёт от нас навсегда, как уплыла золотая рыбка счастья от корыстолюбивой старухи.
По этому поводу Е.И.Рерих писала: «...Время космического смещения наступило, и все уходящие силы, напрягаясь в борьбе, ускоряют своё непреложное падение»(3).
«Не успевшие приблизиться к Иерархии Света за эту жизнь навсегда утеряют связь. Поймите всю грозность переживаемого момента! Вы знаете, как не люблю устрашать, как вся сущность моя жаждет давать лишь радость, но мы дошли до предела, ибо время коротко... Не разорвите же чудесную связующую цепь, не догнать будет. Падение при отрыве отнесёт далеко назад. Воспряньте мужественным духом и найдите радость спасительным указаниям Иерархии Света, именно спасительным, ибо карма планеты ужасна!»(4)
«Время сейчас настолько важное и грозное, истинно, не было большего в истории эпохи нашей!»(5)
«Мы находимся у самого преддверия Нового Века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает всё более и более убеждаться»(6).
«На смене Рас всегда даётся Великое Откровение, и, как всегда, лишь люди грядущей Расы могут вполне воспринять его. Остальные воспользуются, насколько могут; также не нужно думать, что все остальные Расы будут уничтожены, лучшие будут спасены, даже некоторые процветут, лишь отбросы и не могущие идти с эволюцией уйдут или окончательно выродятся... (...) Срок конечного великого испытания нашей Планеты близок. Грозен рок! И если человечество, гонимое бичами бедствий, не одумается и не воспримет водительство духа, то гибель планеты неминуема»(7).
Напомним о том, что в Учении Живой Этики говорится о понятии дружелюбия, которое неразрывно связано с наступлением Новой Эпохи и без утверждения которого Новая Эпоха не состоится.
«От всего явленного ужаса обратимся к дружелюбию. Хотя Мы и не устанем твердить о дружелюбии, но пора последняя для многих познать дружелюбие. Обратите внимание на слово ПОСЛЕДНЯЯ»(8).
Лишь когда люди начнут требовать указанных в Учении качеств в первую очередь от самих себя, только тогда начнётся их подлинное самосовершенствование.
«Если спросят — что больше всего мешает всем добрым начинаниям? — скажите — именно отсутствие дружелюбия. Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество и, конечно, уже ни община — невозможны без дружелюбия. Можно наблюдать, как при дружелюбии в десять раз облегчается работа, и, казалось бы, чего проще при устремлённом труде только желать добра и успеха ближнему!»(9)
«...Каждое действие должно сопровождаться доброжелательством. Даже обычная домашняя работа будет иметь благое следствие, если она производится с добрыми мыслями. Много хороших действий сокрушилось от раздражения и недобрых помыслов.
Мыслитель особенно уговаривал учеников, чтобы они не окисляли свои добрые намерения»(10).
«Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она, как бы сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час»(11).
«Не может быть оправдания там, где есть ненависть. Зову к доброжелательству, но не к слабости. Можно всё отдать на Служение Свету, но на Огне нужно испытать доброжелательство. Нужно понять это струнами сердца. Но когда встретите тигра, не думайте о помощи; есть мера мерзости»(12). Кого можно считать в данном случае тиграми? Людей, сознательно делающих зло и причиняющих страдания или смерть своим ближним.
«В последний раз обратимся к дружелюбию, как основе жизни. Не румяна, не белила злобы — дружелюбие. Не завеса — дружелюбие. Не личина предательства — дружелюбие. Не приветливая гримаса — дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не терпит колебаний. Так нужно понять качество дружелюбия во всей полноте. Не следует считать, что дружелюбие какое-то достижение. Нельзя хвалить за качество дружелюбия, ибо оно нераздельно от расширения сознания. Как можно вообразить преображение Огненного Тумана в прекрасный целый Мир и чтобы не иметь сил очистить свои мысли от мелких заноз! Сознаем, как мелки эти занозы!! И не трудно избавиться от них, стоит лишь их обнаружить в сознании. Не будем бояться, что люди вообще не могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом из нас, потому и о других вообразим то же самое. Но не сделаем это огненное качество как безволие, порабощённость и жалкое лицемерие»(13).
А теперь поговорим конкретно о нашем Сибирском Рериховском Обществе.
В данное время Общество наше ещё невелико, но велико количество приезжающих к нам, знакомящихся с нами и после этого становящихся нашими друзьями и сотрудниками. Само существование Сибирского Рериховского Общества, без всякого намерения что-то проповедовать, уже влияет на многих людей и их мировоззрение. Побывав у нас, они пишут нам о том, какое важное дело делается в городе Святого Николая, и о том, что они от этого для себя получили.
К примеру, вот отрывок из письма, присланного мне от одного из наших друзей из города Кемерово: «Новосибирск стал нашим вторым домом, сотрудники СибРО — нашей семьёй. Ваше стихотворение ''Как хорошо, что в мире есть друзья'' как нельзя лучше подходит именно к сибровцам и к Вам. Когда приезжаешь в Новосибирск и видишь улыбки друзей — всё, что тебя тревожило, уходит бесследно. И какая большая ответственность лежит на тебе, чтобы не подвести, не обидеть, быть достойным тех, кто тебе доверяет и поддерживает. Разве можно в словах выразить всю благодарность сердца?»
Вот как пишет один наш друг из города Лесного Свердловской области о своих впечатлениях от посещения СибРО: «Здесь ценится простой труд (как Заповедано: рукою и ногою человеческой слагается Храм). Очень ощущается атмосфера деловитости — все заняты конкретными делами,
но если кто-то обращается с вопросами — встречает доброжелательный отклик и необходимую помощь. Здесь всем есть место для труда, если человека привело сердечное
устремление потрудиться на Общее Благо.
Дорогая Наталия Дмитриевна, хочу передать Вам своё восхищение и сердечную благодарность за Ваш труд, долготерпение к нашим недостаткам и ошибкам и ровный и неугасимый свет, исходящий от СибРО».
Закончу это слово моим стихом из сборника «Капли»:
Мы делим и удел планеты,
И красоту иных миров;
И откликаемся на Зов
И дальних звёзд и вздох соседа,
Предвосхищая по Завету,
Нам данному Твердыней Света,
Родства вселенского победу.
Н.Д.Спирина. Капли
27 июля 2003 г.
ВЕЛИКИЕ ДАТЫ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Август богат днями рождения великих людей, озаривших нашу планету своим несказуемым сиянием и немеркнущим Светом. В этом месяце мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, Е.П.Блаватскую, Ю.Н.Рериха и Б.Н.Абрамова. О каждом из них уже было много сказано и будет сказано ещё больше, а сейчас мы хотим только вкратце напомнить о Тех, Кто посетил и освятил нашу планету своими неземными трудами.
Начнём с Серафима Саровского, одного из великих Светочей, осветивших землю Русскую более двух веков назад. К каждому, приходившему к нему, Серафим обращался со словами приветствия: «Радость моя», видя в нём частицу Бога, Которому он непрестанно поклонялся и обращался. И скончался он в молитвенном устремлении к Небу, стоя на коленях.
Ты умер, стоя на коленях,
В молитве к Небу устремясь,
Ни жизнь, ни смерть прервать не смели
Любви Божественную связь.
Н.Д.Спирина
Далее вспомним нашу великую соотечественницу Елену Петровну Блаватскую, которая жила среди нас в 19 веке, с 1831 по 1891 год.
Е.П.Блаватская — это целая эпоха в духовной истории человечества. В настоящее время мы в состоянии понять лишь отчасти ту роль, которую она сыграла для пробуждения духовного сознания, для понимания смысла жизни и основ религий, даваемых ранее.
Е.И.Рерих о ней писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П.Бл[аватская] имела счастье получить учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. (...) Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания»(1).
Теперь перейдём к воспоминаниям о старшем сыне Н.К.Рериха — Юрии Николаевиче. Он был крупнейшим учёным-востоковедом, знавшим многие современные и древние наречия разных народов. Благодаря этому знанию он обогатил современное востоковедение, переведя на русский язык древнейшие, дотоле неизвестные манускрипты Востока.
Его брат, Святослав Николаевич, вспоминал о нём так: «Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного учёного-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности... (...) Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и честности. (...)
Его многочисленные труды — драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь — пример молодым, идущим на смену...»
В заключение вспомним о ближайшем ученике Н.К.Рериха — Борисе Николаевиче Абрамове.
В одной из Записей Бориса Николаевича говорится как бы о нём самом: «Интенсивная внешняя активность в одном воплощении может смениться внутренней активностью в другом. Победы земные сменяются победами в сфере духа. В противоположность первым, их никто не видит, но они бывают неизмеримо значительнее первых и являются также и основой дальнейших земных достижений. Так протекает непрерывающаяся деятельность, то скрыто, то явно, зримо или незримо, но всегда направленная к единой цели.
Что знаем мы о человеке? Что знает сам он о себе? Только незримый и всегда присутствующий Свидетель и Руководитель держит в Руке Своей открытую книгу жизни каждого»(2).
В моём Слове «Подвиг земной и надземный»[19] было подробно рассказано о проходившем на моих глазах в течение 30 лет земном подвиге Бориса Николаевича.
Именно Борису Николаевичу было Сказано: «...Посылаем на подвиг проверенных, сильных, могущих устоять против воздействия всего потенциала окружающей его сферы, и не только устоять, но и насытить её мыслями совершенно иного порядка. Немногим под силу эта задача, ибо подвиг хотя и незрим, но труден необычайно. Огненная воля посланника Нашего должна противостать всему, что от тьмы, яро её поражая, и утверждать каждое семя благое, каждый света росток, каждое эволюционное начинание»(3).
Б.Н.Абрамову
Одинокое пламя
под всеми ветрами горит;
Под грозой,
под ударами волн озверевшего мира
победно стоит.
Ночь темна,
но Лампада пустыни
во мраке бесстрашно горит.
Н.Д.Спирина. Капли
31 августа 2003 г.
СВОБОДА ВОЛИ И ДИСЦИПЛИНА
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Не сам ли дух избрал её когда-то —
Судьбу свою, свой одинокий путь?
Не сам ли он, торжественно и свято,
Решил дойти и вспять не повернуть?
Не сам ли он избрал свой Идеал,
Звезду свою не сам ли он избрал?!
Н.Д.Спирина. Капли
В чём заключается свобода воли? Она заключается в свободе выбора поведения, пути, работы, отношения к ближним. А дисциплина — в том, чтобы подчинять свои желания необходимости данного момента. Человек должен считаться с результатами этого выбора. Необходимо учитывать, будут ли полезны эти результаты и себе, и другим людям, и делам; к чему они приведут, сочетаются ли они с общепринятой этикой и моралью.
Когда свобода выбора совершилась, то без дисциплины нельзя выполнить намеченные действия. Свободен в своём выборе каждый, но следствия выбора несёт по совершённым им делам.
Учение Живой Этики говорит: «Свободная воля служит предметом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.
Упадок свободы можно назвать праздником невежества. Люди не могут примириться с Иерархией знания и уважать суровость воли. Между тем возможна ли Йога, где нет ответственности за волю?»(1)
«Свободная воля существует, и никто не будет отрицать её, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил Надземных. Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатив человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием»(2).
«Свободная воля есть торжественное напутствие путнику. Невозможно не дать перед дальними путями ценного дара свободной воли»(3).
Зову на бой с самим собой!
Тебе от сотворенья дан
Свободной воли страшный дар.
Той битвы роковой исход,
Свою судьбу, паденье, взлёт
Решать настанет твой черёд,
Когда урочный час пробьёт.
Н.Д.Спирина. Капли
«Каждый может действовать по способности, не будет он стеснён. Но мудрый осознает, какова ответственность за пользование сокровищем свободной воли. Как бы дан кошель, полный золота. Можно его расходовать по усмотрению, но придётся дать отчёт, и Братство научит, чтобы порученное сокровище не было потрачено без пользы»(4). По этому поводу вспоминается приведённая в Евангелии притча о талантах. В ней рассказывается о том, как некий человек собрался отправиться в чужую страну и перед этим поручил, на время своего отсутствия, сохранить одному из своих рабов пять талантов (талант — вес серебра), другому — два, а третьему — один талант. Получивший пять талантов употребил их в дело и этим приобрёл ещё пять талантов; точно так же сделал и получивший два таланта; а получивший один талант закопал его в землю. По возвращении хозяина два первых раба вернули удвоенные ими таланты, за что он похвалил и возвысил их, а у третьего, получившего один талант и закопавшего его в землю, он велел отнять данный ему талант и подвергнуть этого раба суровому наказанию.
«Свободная воля остаётся отличием человека. Можно сожалеть, если эта превосходная энергия устремляет безумцев в пропасть. Можно озаботиться предупреждением, но нельзя сломить закон свободной воли. Среди судеб Атлантиды можно видеть, что предупреждения изливались щедро, но безумцы не слышали. Также и среди других эпох можно усмотреть напоминания»(5).
«Чистые сердца увидят Высшее»(6). Как сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»(7). «Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли. Люди начинают чистую жизнь как в доме, так и в сердце по своему решению. Так, руководитель не может заставить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чистка Огнём»(8), то есть огнём сердца, горящего в устремлении к чистоте.
«Свобода выбора заложена во всём. Никакое насилие не должно прерывать путь, но позволительно дать каждому светильник в пути долгом». Свободу избрания может осмыслить только просвещение, потому оно «есть утверждение бытия»(9).
«Закон свободной воли не позволяет прекращать зарождение преступлений. Но закон справедливости даёт возможность прекращать развитие вреда...»(10) Возьмём, к примеру, войны и причины, их порождающие. Есть войны захватнические, направленные на выгоды для своего народа в ущерб другим, и войны освободительные, направленные на освобождение своего народа от порабощения и уничтожения. Последние ярко выражены в словах известной песни: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идёт война народная, священная война».