При которой применение приема (метода) наиболее целесообразно
Необходимость исключения процесса перерастания дискомфорта в депрессию
Необходимость наибольшей мобили зации слуха, зрения, памяти обучаемых в процессе решения игровых задач
Необходимость нахождения правильного пути решения задачи или проблемы, преодоление трудностей
Необходимость творческого обсуждения проблемы, деловой и критичес-<ой дискуссии для повышения интел-лектуального уровня каждого игрока
Необходимость заинтересованности дальнейших игровых занятиях, обе-печение коррекции мыслительной деятельности
Способствование формирования у >удущих специалистов заинтересо-:анного отношения к решению науч-ю-технических проблем и самостоя-льного мышления
Обобщенна оценкапеда гогического мастерства
Очень высокая
Очень высокая
Очень высокая
Высокая
Очень высокая
Очень высокая
84
6. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Продолжение таблицы 3.2
Окончание таблицы 3.2
Наименование приема (метода) | Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно | Обобщенная оценка педагогического мастерства |
18. Проведение стратегических кооперативных игр | Необходимость принимать стратегические решения в сложной обстановке | Очень высокая |
19. Проведение блиц-игр | Необходимость обучения способности оперативного принятия решений в условиях ограниченного времени | Очень высокая |
20. Развитие творческого воображения обучаемых | Необходимость обучить участников игры умению образного восприятия идеального конечного результата | Очень высокая |
21. Решение проблемных и конфликтных ситуаций | Необходимость обучить участников игры находить оптимальные решения в условиях априорной неопределенности и конфликта | Очень высокая |
22. Использование метода функционально-стоимостного анализа | Применение системного подхода при выявлении всех излишних затрат (трудоемкость, расход материалов, энергии и т. д.) | Очень высокая |
23. Имитация реальных ситуаций | Необходимость максимального приближения игрового занятия к реальной производственной обстановке | Очень высокая |
24. Управление процессом коллективной мыслительной деятельности | Необходимость сплочения коллектива игровых бригад для достижения главной цели игры | Очень высокая |
25. Создание обстановки, способствующей самовыражению (самоутверждению) | Необходимость предоставления каждому игроку возможности стать лидером (возглавить бригаду) | Высокая |
Наименование приема | Ситуация, | Обобщенная |
(метода) | при которой применение приема | оценка педа- |
(метода) наиболее целесообразно | гогического | |
26. Формирование | Необходимость подготовки творчес- | Очень |
условии для самостоя- | кой личности будущего специалиста, | высокая |
тельного творчества | активизация творчества в процессе | |
каждого участника иг- | игрового практического занятия | |
ры и всей бригады | ||
в целом |
3.4. Массив педагогической информации для активизации психолого-педагогической подготовки студентов
Такой массив информации полезен, в первую очередь, для преподавателей цикла психолого-педагогических дисциплин. Массив приведен в табл. 3.3 [6].
Таблица 3.3
Массив педагогической информации для активизации психолого-педагогической подготовки студентов
Наименование приема (метода) 1 ■ Развитие образного _вида мышления | Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно | Обобщенная оценка педагогического мастерства |
Необходимость совершенствования памяти обучаемых | Очень высокая |
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Продолжение таблицы 3.3
Продолжение таблицы 3.3
Наименование приема | Ситуация, | Обобщенная |
(метода) | при которой применение приема | оценка педа- |
(метода) наиболее целесообразно | гогического мастерства | |
8. Изучение иерархии | Необходимость иметь четкое пред- | - * Очень |
и основных принципов | ставление о педагогике и психологии | высокая |
системного подхода | как к системам, знать их основные | |
подсистемы и характеристики | ||
9. Изучение основ | Необходимость переносить извест- | Очень |
ТРИЗ-педагогики | ные методы научных исследований, | высокая |
(ТРИЗ — теория реше- | технического творчества и изобрета- | |
ния изобретательских | тельской практики в задачи психоло- | |
задач) | го-педагогических дисциплин | |
10. Использование ме- | Необходимость привить обучаемым | Очень |
тодов аналогии, инвер- | навыки нестандартного решения, | высокая |
сии, фантазии, эмпатии | создать творческую обстановку | |
11. Системный анализ | Привитие обучаемым навыков обра- | Очень |
творческих задач и | ботки результатов социологических | высокая |
проблем | анкет и когнитивных карт учебного | |
процесса | ||
12. Развитие этичес- | Необходимость всестороннего раз- | Высокая |
ких и эстетических ка- | вития в процессе формирования ин- | |
честв обучаемых | теллектуальной элиты специалистов | |
XXI века | ||
13. Применение мето- | Акцентирование внимания на самом | Очень |
дов проблемного обу- | главном, дедуктивная обработка | высокая |
чения | учебной информации | |
14. Развитие интеллек- | Формирование творческой и интел- | Очень |
туального психологи- | лектуальной личности будущих пе- | высокая |
ческого мышления и | дагогов | |
Духовности |
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Продолжение таблицы 3.3
Продолжение таблиИр| 33
Га,
Наименование приема (метода) |
21. Сугестопедичес-кий метод (метод «погружения», или внушения) |
22. Обучение логическому мышлению (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д. |
23. Методы получения идеального конечного результата |
24. Развитие эмоционально-волевых аспектов творчества |
25. Демонстрация приемов развития интуиции |
26. Обучение творческому использованию вычислительной техники |
27. Использование ярких и убедительных примеров из истории педагогики и психологии |
Наименование приема (метода) | Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно | Обобщенная оценка педагогического мастерства |
15.Методы воспитания культуры чувств | Необходимость формирования убеждений обучаемых, которые возникают на основе знаний,подкрепленных чувствами | Очень высокая |
16. Раскрытие обучаемым психофизиологических закономерностей личности | Необходимость знания о строении мозга и структурных моделях | Очень высокая |
17. Методы воспитания культуры чувств [7] | Необходимость параллельного развития схем организации учебного процесса: бихевиористского, когнитивного, факторного, функционального, деятельного | Очень высокая |
18. Обеспечение единства учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых | Реализация стратегии и тактики совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов | Высокая |
19. Метод инцидента (принятие ответственного решения в экстремальной ситуации) | Необходимость преодоления повышенной инертности психики человека и развитие навыков принятия решения без эмоциональной напряженности | Очень высокая |
20. Сензитивный или социально-психологический тренинг | Развитие умения наблюдать, определять состояние другого человека по внешним признакам и соответственно строить свое поведение | Высокая |
Ситуация,