Обязательная часть программа
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155;
С использованием следующих нормативных правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Программа разработана с учетом:
- Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Парциальной программы Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176с.
Принципы к формированию программы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принципе построения образовательного процесса;
- принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании;
- программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
Подходы:
программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также интегративных качеств;
-индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей в МБДОУ №1 «Детский сад Будущего» определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приёмов и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников;
-деятельностный подход направлен на организацию целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребёнка при включении в образовательную деятельность;
- социально-педагогический подход в воспитании и обучении в МБДОУ №1 «Детский сад Будущего» предусматривает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребёнка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребёнка и социума.При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, пониманием и преобразованием окружающего мира;
- культурно-исторический подход предусматривает развитие ребёнкапо двум линиям. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково – символическими средствами, в первую очередь речью и языком;
- проблемный подход предусматривает проектирование и реализацию деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями МБДОУ №1 «Детский сад Будущего», интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребёнка.