Функциональные стили литературного языка
Стилистика– это отрасль языкознания, изучающая закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условий общения.
Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой практике данного народа (Виноградов).
Функциональный стиль языка – исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной социально значимой сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском литературном языке выделяются следующие функциональные стили:
1) научный;
2) официально-деловой;
3) публицистический;
4) художественный;
5) разговорный.
Научный стиль– это стиль научных работ. Сферы общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука, техника и образование. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов, обычная форма реализации – монолог. Основные черты научного стиля: логичность, точность, абстрактность, объективность изложения. Языковые особенности научного стиля: однозначность выражения мысли, использование терминологии, употребление слов преимущественно в прямом значении, преобладание абстрактной лексики, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, использование предложений повествовательного характера, содержащих прямой порядок слов.
Официально-деловой стиль – это стиль документов. Основной сферой, в которой функционирует официально-деловой стиль, является административно-правовая деятельность. Цель официально-делового стиля – информационная. Обычная форма реализации этого стиля – монолог. Основные черты официально-делового стиля: точность изложения, не допускающая инотолкований, детальность изложения, стереотипность, стандартизированность изложения, долженствующе-предписывающий характер изложения, официальность, строгость выражения мысли. Языковые черты: использование специальных терминов и стандартных форм и выражений (клише), преобладание родовых форм над видовыми, употребление сложных слов, причастий и деепричастий, не допускается употребление эмоционально-экспрессивных языковых средств, использование длинных предложений с массой уточняющих оборотов.
Публицистический стиль –обслуживает сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати, радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях и др. Цель публицистического стиля - оказать желаемое воздействие на разум и чувства слушателя или читателя. Основные черты этого стиля: социальная оценочность и призывность, лаконичность и популярность изложения при информационной насыщенности текстов. Языковые черты: употребление стандартных, клишированных средств языка, активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии, употребление частиц, междометий, риторических вопросов и восклицаний.
Художественный стиль –это стиль художественной литературы. Цель данного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Формы реализации – монолог, диалог, описание. Основные черты: образность, эстетическая значимость, широкое проявление индивидуальности автора и многостильность (использование языковых средств других стилей). Языковые черты: система образных средств с широким использованием эпитетов, метафор, сравнений и других выразительных средств, использование эмоционально-экспрессивных средств, в том числе нелитературных (диалектизмы, жаргонизмы, просторечие).
Разговорный стильупотребляется в сфере бытового общения, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, чувствами и впечатлениями. Обычная форма реализации этого стиля – диалог, но возможен и монолог (дневниковые записи, записки, частная переписка). Основные черты: непринужденность, неофициальность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, использование жестов, мимики, большая зависимость от субъектов общения, меньшая степень регламентации в общении. Языковые особенности: фонетическая нечеткость, лексическая неточность, широкое использование эмоционально-экспрессивных и оценочных средств, использование местоимений, междометий, простых синтаксических конструкций, парцеллированных и неполных предложений.
Деловой русский язык