Рассматривая эволюцию вариаций Асафьев выделял три главные стадии.
Вариационность Самый древнейший из принципов тематического развития в музыке.
Он нашел разнообразнейшее проявление в народном и профессиональном искусстве далекого прошлого в самых несхожих жанрах и фор-мах раньше, чем сложились форма и жанр, темы с вариациями.
Вариационный принцип явился родоначальником не только вариаций, но и других жанровых прояв-лений в вокальной и инструментальной музыке, в таких жанрах, как ричеркар, канцона, фантазия и фуга. Только в результате многообразного применения вариационности как общего принципа сложился жанр темы с вариациями, пришедший во второй половине XVII века на смену некоторым из названных выше.
Рассматривая эволюцию вариаций Асафьев выделял три главные стадии.
· Первая из них - прикованность слуха к базе, над которой чередуются мелодические новообразования (остинатный бас).
· В следующей стадии композитор отказывается от неизменной басовой формулы, но, сохраняя в неприкосновенности конструкцию темы или целой небольшой пьесы, загружая ее при повторении украшениями, орнаментами.
· Остальные этапы развития Асафьев включает в третью стадию: вариации с очень постепенным раскрытием возможностей темы от чисто декоративного до симфонически развитого проведения ее.
От Генделя и Баха к Моцарту и Бетховену, а от него к вариациям романтиков и совре-менных композиторов путь этот все более усложняется.
Так, классификация Асафьева строится с точки зрения увеличения трудности узнавания сходства [4, с. 42].
В историческом развитии вариаций ( как, впрочем, и иных форм) есть определенные направления, и возвраты на новом уровне ( по спирали) к уже выявившимся в более ранние эпохи принци-пам.
Нельзя, например, считать, что развитие вариаций шло только в сторону сво-боды; время от времени возникало противодействие, которое в наше время сильно сказалось возвратом к принципу basso ostinato.
ВАРИАЦИИ один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему".
- Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара)
- или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна).
Средства варьирования темы разнообразны, среди них:
- - мелодическое варьирование,
- гармоническое варьирование,
- ритмическое варьирование,
- изменения темпа,
- изменения тональности
- или ладового наклонения,
- варьирование фактуры (полифония, гомофония).
Как форма вариации могут выступать и самостоятельно (например, фортепианные вариации на тему вальса Диабелли, ор. 120 Бетховена), и в составе более крупной формы или цикла (например, медленная часть из квартета, ор. 76, № 3 Й.Гайдна).
Основные вехи в истории вариаций –
· вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения;
· вариации для лютни и клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего Возрождения;
· клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и голландца Я.Свелинка в конце 16 - начале 17 вв.;
· сюита вариаций - одна из ранних форм танцевальной сюиты;
· английская форма граунд - вариации на повторяемую в басовом голосе короткую мелодию;
· чакона и пассакалья - формы, схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не обязательно басовый (чакона и пассакалья широко представлены в творчестве Баха и Генделя).
· Среди известнейших вариационных циклов начала 18 в. - вариации А.Корелли на тему La Folia и Гольдберг-вариации И.С.Баха.
· Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.
Генезис происхождения вариаций и принципа варьирования уходит корнями в глубокое прошлое;
1-ый источник возможно лежит в религиозных, молитвенных обрядах человека и общества – это:
- хоровод (6-7 постоянных двигательно ритмических фигур),
- месса,
- а также - в ораторских, проповеднических интонациях и оборотах.
2-ой источник прослеживается в народных празднествах, и обрядах:
- Песня (трудовая, охотничья, колыбельная, свадебная, и т.д.
- Танец – военный, охотничий, трудовой, праздничный, свадебный и т.д.
С педагогической точки зрения, Вариации –это наиболее подходящий жанр, с которого можно знакомить ребёнка с элементами композиторской техники
- С крупной ,но статичной формой,
- С методами варьирования,
- С анализом изменений фактуры, жанра, размера, штрихов и т.д.
- лада, гармонии
- способами создания формы по принципу контраста, нагнетания, и отстранения;
- а также с различными жанрами в каждой вариации.
Работа над Вариациями очень полезна, поскольку очень наглядно вариации демонстрируют мастерство и изобретательность композитора. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы, ее форма, а варьированию подвергается инструментальная фактура.
Вариационная форма
Содержание
- 1 Классификация
- 2 Организация формы
- 3 Вариации на выдержанную мелодию
- 3.1 Тема
- 3.2 Варьирование
- 4 Вариации на basso ostinato
- 4.1 Тема
- 4.2 Варьирование
- 5 Фигурационные вариации
- 5.1 Тема
- 5.2 Варьирование
- 6 Жанрово-характерные вариации
- 6.1 Тема
- 6.2 Варьирование
- 7 Вариации на несколько тем
- 8 Вариации с темой в конце
- 9 Примечания
- 10 Комментарии
- 11 Литература
Это стабильная версия, отпатрулированная 27 апреля 2014.
Вариацио́нная фо́рма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т. д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее 2 вариаций.
Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной.
Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского (Бетховен, Ариетта из Сонаты № 32 для фортепиано).
Классификация [Вариации принято классифицировать по четырём параметрам:
- По тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса выделяют:
- Прямые вариации
- Косвенные вариации
- По степени изменения:
- Строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы)[1]:161
- Свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием)
- По тому, какой метод варьирования преобладает:
- Полифонические
- Гармонические
- Фактурные
- Тембровые
- Фигурационные
- Жанрово-характерные
- По количеству тем в вариациях:
- Однотемные
- Двойные (двухтемные)
- Тройные (трехтемные)
В процессе развития этой формы укрепились несколько основных типов вариаций с относительно стабильной комбинацией указанных признаков.
Это:
вариации на выдержанную мелодию,
вариации на basso ostinato[1]:159,
фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации.
Эти типы существовали параллельно (по крайней мере с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы.
Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato[1]:159-160, венские классики — к фигурационным, композиторы-романтики — к жанрово-характерным.
В музыке XX века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.
Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата (см. Кантата) эпохи барокко и вариации с темой в конце (появившиеся на исходе XIX века).
Определенным родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная форма (см. Куплетные формы). Близка вариациям также хоральная обработка XVIII века.
Важно отметить, что во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, далее — цепь фигурационных вариаций.
Организация формы
Любой вариационный цикл — разомкнутая форма (то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно)[1]:159. Поэтому перед композитором встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трёхчастная форма или рондо. Трёхчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.
Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счёт единой фактуры или за счёт ритмического нарастания (диминуирование).
Ради придания форме рельефности и чтобы как-то разбить непрерывный поток сходных вариаций, уже в классическую эпоху в развёрнутых циклах одна или несколько вариаций проводились в другом ладу.
В вариациях XIX века это явление усилилось. Теперь уже отдельные вариации могут проводиться в других тональностях («Симфонические этюды» Шумана — при исходном cis-moll, есть вариации в E-dur и gis-moll, финальная вариация — Des-dur)[1]:170-171.
Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. В первом случае в конце произведения проводится тема в близком к первоначальному варианте (Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, 2-я часть). Во втором окончание представляет собой максимум продвижения в данном направлении (например, самые мелкие во всем цикле длительности).
Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга (в классическую и послеклассическую эпоху).