Епископ нарвский и изборский
Павел (Дмитровский)
Вначале 1930-х гг. складывается традиция общегородского крестного хода православных приходов к могиле северо-западников на кладбище в Сийверсти (северная окраина Нарвы). Здесь, на братской могиле, был установлен поминальный крест. К концу 1930-х гг.- крестный ход сюда на второй день праздника Святой Троицы, в День Святого Духа,— уже устоявшаяся благочестивая традиция. В этот день к Спасо-Преображенскому собору стягивались крестные ходы из всех православных церквей.
Вот как видит крестный ход 1938 г. корреспондент местной газеты:
«Объединённый крестный ход на кладбище возглавил епископ Павел и сонм местного духовенства — прот. А. Павский, П. Калинкин, К. Колчин, свящ. Р. Лозинский и А. Киселёв, дьяконы А. Захаров, В. Ильинский, Я. Тимофеев и С. Карпин. Впереди крестного хода несли венок, перевитый траурной лентой. <...>
Перед началом панихиды на братском кладбище свящ. А. Киселёв обратился к собравшимся со словом пастырского назидания. За панихидой пел объединённый хор под управлением Н. Кузьмина. Для поддержания в должном порядке как самой братской могилы, так и креста на ней, среди присутствующих был проведён тарелочный сбор.
На обратном пути крестный ход совершил краткую литию у часовни на кладбище 29-го Печорского полка»52
Такого же рода традиция была связана с поминовением воинов, заживо сожжённых в 1919 г. в сарае на дороге близ бывшего имения Лилиенбах (северо-восточная окраина Ивангорода). Известно, что в августе 1938-1939 гг. - здесь, на месте гибели группы солдат, епископ Павел (Дмитровский) и священник Ростислав Лозинский служили панихиду вместе с соборным хором под управлением Иакова Тимофеева и прихожанами православных храмов».
Могилы воинов северо-западников находились на ивангородском православном кладбище и близ Пюхтицкого Успенского монастыря, где также каждый год поминали героев-белогвардейцев.
Итак, как мы видим, в приходе идёт в эти годы деятельная жизнь. Активность настоятеля и нового руководства не замедлили сказаться на увеличении числа прихожан. В 1935 г. на учёте в храме состояло 847 человек, из них 835 регулярно бывали у исповеди и Святого Причастия, в 1936 г.- 883 и 873, в 1937 г. – 985 и 750 соответственно 54.
Последние документальные данные об этом периоде приходской жизни содержатся в февральском отчёте 1940 г. за предыдущий год. Среди уже упомянутых нами дел просветительства и благотворительности, отмеченных здесь, Приходской совет выражает благодарность церковному старосте П.А. Герасимову за безвозмездную работу по ведению денежных книг и отчётности прихода и за сами труды на должности церковного старосты. Выражена также благодарность дьякону Н. Задвинскому за организацию и руководство общим пением прихожан во (время духовных бесед, как и за работу с кружком молодёжи. На предстоявший год приход намеревается выяснить вопрос об установлении при храме штатной должности дьякона, поскольку до сих пор дьякон числился приписным; также решено обратиться к администрации Льнопрядильной и Суконной мануфактур об увеличении на 50 крон ежемесячных субсидий на содержание причта и лиц, служащих при храме 55. Приход, несмотря на то, что Эстония уже была в преддверии слияния с СССР, после чего последовали массовые репрессии 56 и уничтожение всякой возможности свободного развития религиозной жизни, строил на будущее планы. Увы, им не суждено было сбыться...
Говоря о приходской жизни тех лет, нельзя забывать и такой мучительной духовной проблемы, как раскол Эстонской Апостольской Православной Церкви (об этом см. выше; с. 136). В связи с установлением в Эстонии советской власти расколу необходимо было положить конец. И вот, 30 марта 1941 г. митрополит Александр (Паулус) «от имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, переживая со скорбью свою виновность в грехе раскола» принёс покаяние, после чего Эстонская Апостольская Православная Церковь была воссоединена с Русской Православной Церковью 57. Приход Свято-Троицкой церкви, как и другие приходы Эстонии, таким образом, утратил мнимое подчинение Константинополю.
Однако, едва началась Вторая мировая война и Эстония была оккупирована фашистами, митрополит Александр (Паулус) вновь отворачивается от Матери-Церкви, поставив каждый приход в Эстонии в очень трудное положение. По решению Синода ЭАПЦ в 1942 г. он регистрирует Таллиннскую епархию с рядом присоединившихся приходов при генерал-комиссариате Эстонии как Эстонскую Апостольско-Православную Митрополию, подразумевающую юрисдикцию Патриарха Константинопольского58, то есть по-прежнему оставаясь правящим архиереем, становится клятвопреступником. В этой ситуации очень многое зависело от позиции других архиереев, в частности, от епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского). Епископ Павел сразу занимает единственно верную и твёрдую позицию — остаться верным со своею паствой Русской Православной Церкви. В обращении к настоятелям русских приходов владыка Павел пишет: «Я не порывал и ни при каких обстоятельствах не намерен порывать единения с Матерью-Церковью <...> Никто из нас не имеет права даже ставить такой вопрос <...> Церковь-Мученица пред всем миром засвидетельствовала свою преданность Христу, а мы здесь решаем вопрос, согласиться ли нам быть её членами! По справедливости мы должны поставить другой вопрос: достойны ли мы быть членами этой Церкви <...> Может быть, в силу необходимости, придётся обратиться с этим вопросом к верующему народу, который, по определению восточных Патриархов, является «хранителем веры», и не подлежит сомнению, что этот народ найдёт и укажет правый путь» 59.
Владыка Павел (Дмитровский) так и сделал; он посетил все приходы своей епархии, в том числе и Свято-Троицкую церковь в Ивангороде, задавая прихожанам один и тот же вопрос: с кем вы будете?.. Прихожане Нарвской епархии не посрамили своего владыку60. Большая часть Нарвской епархии, Печорский и Пюхтицкий монастыри с Иверской трудовой общиной после годичной неопределённости снова вошли в состав Балтийского экзархата зарубежной юрисдикции Московской патриархии61. А шёл тогда 1942 г., и в Ивангороде и в Нарве прочно стояли фашисты.
С началом войны и оккупации жизнь прихода не остановилась. О. Ростислав Лозинский продолжает служить в церкви до 1 марта 1942 г. В 1942-1944 гг. здесь служит нарвский священник протоиерей Павел Калинкин 62; лишь во время штурма города в феврале-июле 1944 г. когда на всю округу едва остался десяток мирных жителей, церковь опустела. Город война фактически испепелила: старинные крепости, средневековые здания, многочисленные храмы — всё было разрушено, а многое безвозвратно уничтожено.
Первым вернулся в храм о. Иаков Тимофеев, служивший вплоть до 20 февраля 1944 г. в Спасо-Преображенском соборе (впоследствии он станет настоятелем нарвского Воскресенского собора).
Епископ Нарвский и Изборский Павел (Дмитровский) (слева)
и митрополит Таллиннский и всея Эстонии Александр (Паулус)