Структура педагогических способностей и стадии ее формирования
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способностьимеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
С.Л. Рубенштейн выделял два основных компонента в структуре способностей:1) "операциональный" - отлаженная системамтех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;2) "ядро" - психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
Современной реализацией намеченной С.Л. Рубинштейном структуры способностей является теория В.Д. щадрикова. Ее сущность в следующем: способность как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеет индивидуальную меру выраженности, проявляющейся в успешности и в качественном своеобразии освоения деятельности. Индивидуальная мера выраженности способностей оценивается на основе параметров производительности, качества и надежности деятельности.
Стадии формирования структуры способностей:
1. Развитие функциональной системы, реализующей конкретную функцию в совокупности ее компонентов и связей.
2. Развитие операционных механизмов.
3. Развитие оперативности в системе функциональных и операционных механизмов.
4. Овладение субъектом способностями через рефлексию в конкретной деятельности.
Структура педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру Она такова:
· Мотивация.
· Педагогические цели и задачи.
· Предмет педагогической деятельности.
· Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
· Продукт и результат педагогической деятельности.
Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются:
· научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
· "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
· вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
· Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
· объяснение;
· показ (иллюстрация);
· совместная работа;
· непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
тренинги и др.
Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
его личностное совершенствование;
интеллектуальное совершенствование;
становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.