Способы и условия формирования экзистенциальной сферы
У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация социально полезной деятельности (бойскауты и др.), работа над собой - «труд души» (В. А. Сухомлинский). Труд души, по Сухомлинскому, состоит в том, чтобы ребенок не просто ощущал некий эмоциональный дискомфорт при виде больного или несправедливо обиженного человека, не просто стремился к устранению этого тягостного для него самого «сопереживания», но приходил на помощь и переживал положительные эмоции, которые приносят успех действий, направленных на облегчение участи другого. В условиях школы полезно также рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы Л. Кольберга. Чтобы определить, на какой ступени морального развития находится индивид, Л. Кольберг проверял его реакции на гипотетические моральные дилеммы. В качестве иллюстрации приведем несколько наиболее известных дилемм Л. Кольберга (цит. по: 125).
Дилемма Гайнца.В одной из европейских стран женщина умирала от рака. Существовало единственное средство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это был препарат радия, незадолго до происходящего открытый аптекарем, живущим в том же городе. Приготовление лекарства стоило достаточно дорого самому аптекарю, но он просил за него в десять раз больше реальной стоимости. Платя 200 долларов за радий, он брал 2000 за небольшую дозу лекарства. Муж больной, Гайнц, обошел всех своих знакомых, занимая у них деньги, но это составило лишь 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он рассказал аптекарю о том, что жена при смерти, и просил продать лекарство дешевле или отсрочить выплату денег. Аптекарь ответил отказом: «Я создал это лекарство и собираюсь делать из этого деньги». Гайнц, отчаявшись, взломал замок и влез в аптеку для того, чтобы достать лекарство для своей жены».
Вопрос: «Должен ли Гайнц делать это? Почему?» Возможны два варианта использования этой и других дилемм. Во-первых, они могут стать стимулом к началу дискуссии на моральную тему, а, во-вторых, в индивидуальной беседе служить диагностическим средством, при помощи которого измеряется уровень нравственного развития и степень развития экзистенциальной сферы.
К каждой дилемме необходимо разработать список вопросов, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Так, по дилемме Гайнца рекомендуется обсуждать следующие вопросы. Было ли у Гайнца право или обязанность красть это лекарство? Если бы Гайнц не любил свою жену, должен ли тогда он красть лекарство для нее? Предположим, что в аналогичной ситуации находится не жена Гайнца, а совершенно чужой ему человек. Должен ли он в этом случае красть лекарство? Предположим, что при смерти его любимая собака, должен ли он красть лекарство для нее? Важно ли для человека сделать все, чтобы спасти жизнь другого человека? Воровство - это акт противозаконный. Является ли он одновременно безнравственным? Должны ли люди
пытаться сделать все от них зависящее, чтобы соблюдать законы? За что Гайнц несет наибольшую ответственность? И т.п.
Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Приведем пример ответов одного школьника.
Выбор.Действие, конечно, само по себе противозаконно. Но с позиций высокой нравственности и под давлением обстоятельств оно оправдано и разумно. Я бы тоже поступил так.
Ценность.В основе этого поступка лежит признание человеческой жизни как главной ценности.
Распределениесоциальных ролей. Случись такое с моим другом или просто знакомым, я бы, не задумываясь, сделал то же самое для них.
Справедливость. В данном случае справедливость на стороне Гайнца, ибо аптекарь осквернил высшую ценность - жизнь человека.
Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Для примера приведем дилеммы, подобранные нами на основе литературных произведений.
Дилемма 1.Альбер Камю в произведении «Падение» пишет: «Представьте себе ночной город, дождь. Молодой человек возвращается домой. Холодно. На уме только одно: «Добраться домой и согреться чашечкой чая, сидя перед камином». Но тут ему повстречалась молодая девушка, со слезами на глазах она шла навстречу. Молодой человек, отойдя от моста через реку, на котором повстречал девушку, вдруг слышит, как что-то упало в воду. Он обернулся, девушки уже не было. Первая мысль -«ринуться спасать, но холодно и к тому же меня здесь могло и не быть, никто не видел, что я проходил». Придя домой, он мучается, ему еще не одну неделю снилась эта девушка».
А как бы поступили вы?
Дилемма 2.Виктор Суворов, «Аквариум» (отрывок):
«Центр приказал разведчику вести наблюдение из окон гостиницы за домом напротив. Агент, снабженный фотоаппаратом, фиксирует все, что происходит у дома. Вдруг перед гостиницей останавливается машина его друга, тоже разведчика. В машине проститутка. Агент вынужден сделать выбор: сфотографировать своего товарища, и тогда его аннулируют как ненадежного, или сфотографировать, и тогда себя подставить, так как это могла быть проверка, а не случайное стечение обстоятельств».
А как бы поступили вы?
Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.