Rondo Andante В. Моцарт. Соната № 18, финал
Scherzo Assai vivace Л. Бетховен. Соната № 29, ч. II
_B-dur______g-moll____Es-dur__
328 Lento assai H. P. -Корсаков. Оп. «Кащей бессмертный», к. 3, Колыбельная царевны
по м.3 верх ___________cis- dur________________ E-dur____
_______________________________G-dur____________
Значение секвенций
Секвенции являются одним из самых ярких средств развития музыкального материала и широко используются композиторами, особенно в разделах разработочного характера, для нагнетания (или, наоборот, спада) напряжения, подхода к кульминации и т.д. Само направление секвентного движения имеет существенное значение. Так, восходящие секвенции нередко сопровождаются также усилением звучности, убыстрением темпа и приводят к значительному возрастанию напряжения музыки. Напротив, для нисходящих секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения. Впрочем, иногда бывает и наоборот.
Встречаются еще (хотя и значительно реже) так называемые сложные секвенции, то есть такие, в которых каждое из звеньев уже само по себе является небольшой секвенцией:
Andante non tanto П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV
Глава XIV. НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ И МЕЛИЗМЫ. ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА
Неаккордовые звуки
Сочетания мелодии и аккомпанемента могут быть самыми различными в зависимости от типа фактуры (см. главу XI). В том виде гомофонной фактуры, где ритм мелодии и голосов совпадает, каждый звук мелодии оказывается связанным со «своим» аккордом, другими словами — каждый звук мелодической линии оказывается принадлежащим тому или иному аккорду. Например:
Allegro П. Чайковский. Симфония № 4, ч. III
Однако гармонизация каждого звука мелодии отдельным аккордом не столь часто встречается. Гораздо характернее такая гармонизация, при которой аккорды приходятся не на все звуки мелодии, а лишь на опорные, которые и входят в состав аккордов сопровождения, тогда как другие звуки оказываются вне аккордов, как, например:
Andantino quasi allegretto Н. Р. -Корсаков. Шехеразада, ч. III
Здесь в первом такте звуки ре, си и соль являются аккордовыми, так как совпадают со звуками аккорда (тонического трезвучия соль мажора), а звуки ми и ля — оказываются неаккордовыми. Во втором такте звук си — аккордовый, а до — неаккордовый, и так далее.
Неаккордовыми звуками называются такие, которые звучат на фоне данного аккорда, но не входят в него (то есть в его терцовую структуру).
Различают четыре вида неаккордовых звуков: задержания, проходящие звуки, вспомогательные звуки и предъёмы.
Задержания
Задержаниями называются неаккордовые звуки на сильных или относительно сильных долях, возникающие одновременно с аккордом и разрешающиеся ходом на ступень вниз или вверх в аккордовый звук: