Преподавателя в учебном процессе
Раскрывая сущность процесса обучения, мы подчеркнули, что в нем соединяются преподавание и учение, т. е. деятельность преподавателя и учеников.
Назначение деятельности преподавателя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников.
Важно подчеркнуть, что в прошлом при характеристике процесса обучения деятельность учителя нередко сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а ученик лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, хотя это и предполагает наличие объяснения, изложения новой информации и пр.
Цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как: планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности, анализ ее результатов. Все эти элементы присущи и деятельности учителя.
Планирование деятельности преподавателя.
Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет с помощью составления рабочих планов и программ. Разработке планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы. Планирование занятий должно помогать повышать педагог. мастерство преподавателей.
Организация деятельности преподавателя
Организация деятельности преподавателя по выполнению намеченного плана подразделяется на: подготовительный и исполнительный этапы.
При подготовке к занятию преподаватель по возможности обеспечивает:
— подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;
— предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр диафильмов, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты;
— привлечение учащихся для подготовки опытов, лабораторных работ и демонстраций,
— предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, для того чтобы учесть возможные затраты времени на занятии.
— подбор учебно-методической литературы, которая будет использована на занятии.
По ходу предварительной организационной работы преподаватель вносит некоторые коррективы в план занятия, детализирует его.
Организация преподавания на самом занятии предполагает:
— с одной стороны, организацию самих действий преподавателя,
— с другой — организацию деятельности учащихся, стимулирование и мотивацию учения.
Организация деятельности учащихся
Организация деятельности учащихся включает в себя:
— постановку перед ними учебных задач,
— создание благоприятных условий, при которых учащиеся принимают эти задачи,
— четкое распределение функций между учениками при организации практических работ,
— краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности,
— своевременное оказание помощи учащимся при выполнении учебных заданий.
К сожалению, очень часто организаторская функция учителя на уроке сводится лишь к постановке заданий, а затем переходит уже в жесткий контроль за их выполнением.
Этапы инструктажа, оказания помощи, организация рациональной взаимопомощи нередко упускаются из виду, и в результате организация оказывается крайне недостаточной. Эффективность учения снижается.
Стимулирование активности учащихся
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, осуществляться одновременно, но может и завершить ее.
Стимулирование может быть осуществлено:
— как за счет привлечения внимания учеников к теме, возбуждения любознательности, любопытства, познавательного интереса,
— так и путем развития у учеников долга, ответственности.
Важно не только обеспечить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость и необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление учащихся и нужно снять напряжение, перегрузку
Текущий контроль, регулирование, корригирование.
Преподавание предполагает осуществление текущего контроля за ходом усвоения учебного материала.
Осуществляется контроль путем:
— наблюдений за деятельностью учащихся,
— постановки контрольных вопросов, упражнений ,
— путем индивидуальных собеседований с отдельными учениками ,
— во время самостоятельной работы класса,
— просмотра письменных работ, тетрадей учеников.
Текущий контроль, как правило, не сопровождается выставлением отметок, поэтому ученики не стесняются говорить о возникших у них затруднениях, о непонимании тех или иных вопросов. Текущий контроль позволяет выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности учеников, своевременно обратить на них внимание всей группы. Это позволяет оперативно вносить коррективы в организацию преподавания и учения школьников.
В ходе контроля может возникнуть потребность в изменении темпа обучения — в замедлении его при наличии затруднений или ускорении, если найдены более удачные варианты учебной работы школьников. Текущий контроль требует соблюдения такта, внимания по отношению к ученикам.
Анализ результатов
Завершается цикл преподавания анализом достигнутых результатов. К сожалению, нередко анализируют итоги обучения сразу же в конце занятия, до организации самостоятельной работы учащихся, выполнения упражнений и пр. Ясно, что в конце занятия мы можем составить себе лишь самое общее представление об усвоении учениками учебного материала.
Во время анализа эффективности усвоения учебного материала, очень важно
— определить степень знания фактов и определений,
— попытаться установить уровень их осознанности,
— оценить умение применить полученные знания для решения практических задач.
Важным элементом является также анализ причин имеющихся пробелов в знаниях и умениях. Эти причины могут зависеть:
— от качества преподавания,
— от уровня дисциплинированности учащихся,
— отношения их к учению,
— состояния здоровья,
— работоспособности и внимания,
— от степени сформированности у них навыков учебного труда (например, темпа письма)