Родовая особенность лиро-эпоса.
Художественный мир автора. Хронотоп эпического произведения.
- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?
- Что такое хронотоп?
- Каково пространство и время в эпосе?
- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?
- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?
- Как вписан герой в хронотоп?
Текст: В.Сорокин «Отпуск»http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html
Литература: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296. (есть в электронном виде!)
Родовое своеобразие эпоса.
- Как вы понимание эпическое миросозерцание?
- Что такое эпическая дистанция и объективность?
- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?
- Что такое «говорящий человек» как романная категория?
- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в текст) и монтажным?
Текст: «Легкое дыхание» И.А.Бунин, «Отпуск» В. Сорокин
Литература: Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.
3. Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.
- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?
- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?
- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?
Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Литература: Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложу в методичке в электронном виде)
4. Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.
- Основные положения теории Б. Успенского
- Какие точки зрения характерны для романного повествования?
- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.
- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».
Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ужас» В.В. Набокова
Литература
1) Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
2) М.Фуко «Что такое автор» http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt
Родовая специфика драмы.
- Что такое паратекст?
- Каково соотношение понятий «паратекст» и «дидаскалии»?
- Как исторически изменяется функция ремарки?
- Как соотносится ремарка с жанром?
- Проанализируйте ремарки у Чехова и Бродского в их соотнесенности с жанром.
Текст: «Вишневый сад» Чехова, «Мрамор» Бродского
Литература
1) Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. С. 5 – 16.
2) Носов С.О.
Сюжет и герой в драме.
- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?
- В чем специфика слова в драме?
- В чем своеобразие драматического героя?
- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».
Текст: «Вишневый сад» Чехова, «Как я съел собаку» Гришковца
Литература
1) Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.
2) Пави П. Словарь театра. М., 2003.
Родовая особенность лиро-эпоса.
- В чем своеобразие поэмного сюжета?
- - В чем своеобразие драматического сюжета?
- - В чем отличие диалога в поэме от диалога в драме?
- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).
- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).
Текст: Баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова
Литература
Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.
Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.
Барт Р. Поэма, драма, роман? // Ролан Барт. S\Z.
Слово в лирике.
- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)
- В чем своеобразие диалога и монолога в лирике? (“Молитва”)
- В чем специфика сюжета и композиции лирического произведения? (“Дума”, “Выхожу один я на дорогу”).
Текст: поэзия Лермонтова
Литература
Образцы изучения лирики. Т.I. Ижевск, 1997. С. 64-84.
Лирический герой
- Что такое лирический герой?
- Чем отличается лирический герой Лермонтова от лирического героя Пушкина?(“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)
Текст: поэзия Пушкина и Лермонтова
Литература.
Образцы изучения лирики. Т. II. Ижевск, 1997. С. 168 – 205.