Родовая особенность лиро-эпоса.

Художественный мир автора. Хронотоп эпического произведения.

- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время в эпосе?

- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?

- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?

- Как вписан герой в хронотоп?

Текст: В.Сорокин «Отпуск»http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html

Литература: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296. (есть в электронном виде!)

Родовое своеобразие эпоса.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?

- Что такое «говорящий человек» как романная категория?

- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в текст) и монтажным?

Текст: «Легкое дыхание» И.А.Бунин, «Отпуск» В. Сорокин

Литература: Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.

3. Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература: Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложу в методичке в электронном виде)

4. Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.

- Основные положения теории Б. Успенского

- Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ужас» В.В. Набокова

Литература

1) Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.

2) М.Фуко «Что такое автор» http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt

Родовая специфика драмы.

- Что такое паратекст?

- Каково соотношение понятий «паратекст» и «дидаскалии»?

- Как исторически изменяется функция ремарки?

- Как соотносится ремарка с жанром?

- Проанализируйте ремарки у Чехова и Бродского в их соотнесенности с жанром.

Текст: «Вишневый сад» Чехова, «Мрамор» Бродского

Литература

1) Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. С. 5 – 16.

2) Носов С.О.

Сюжет и герой в драме.

- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?

- В чем специфика слова в драме?

- В чем своеобразие драматического героя?

- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».

Текст: «Вишневый сад» Чехова, «Как я съел собаку» Гришковца

Литература

1) Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

2) Пави П. Словарь театра. М., 2003.

Родовая особенность лиро-эпоса.

- В чем своеобразие поэмного сюжета?

- - В чем своеобразие драматического сюжета?

- - В чем отличие диалога в поэме от диалога в драме?

- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).

- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).

Текст: Баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова

Литература

Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.

Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.

Барт Р. Поэма, драма, роман? // Ролан Барт. S\Z.

Слово в лирике.

- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)

- В чем своеобразие диалога и монолога в лирике? (“Молитва”)

- В чем специфика сюжета и композиции лирического произведения? (“Дума”, “Выхожу один я на дорогу”).

Текст: поэзия Лермонтова

Литература

Образцы изучения лирики. Т.I. Ижевск, 1997. С. 64-84.

Лирический герой

- Что такое лирический герой?

- Чем отличается лирический герой Лермонтова от лирического героя Пушкина?(“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)

Текст: поэзия Пушкина и Лермонтова

Литература.

Образцы изучения лирики. Т. II. Ижевск, 1997. С. 168 – 205.

Наши рекомендации