VII. Проверка выполненных заданий.
Учащиеся рассказывают, что они должны были сделать и как выполнили задания. Руководитель каждой группы прикрепляет к дереву листочек.
С помощью рисунков создается осенний пейзаж. (Учащиеся крепят свои рисунки рядом с одиноким деревцем.)
VIII. Подведение итогов урока.
Осень... Каждый день, просыпаясь утром, вы видите, как побелели трава и крыша соседнего дома. По ночам начали замерзать лужи. Леса поредели и затихли. На рябине появились яркие гроздья ягод. Они ожидают мороза. Часто дует порывистый ветер. Он радуется, когда срывает с деревьев листья и улетает с ними. Ветер не знает, что листья уже мертвые и не могут с ним далеко улететь. Часто не поймешь, где летят листья, а где — птицы. Падает листик за листиком. Какой-то листик летит парашютистом, какой-то — мотыльком, какой-то — винтиком. Упавшие листья не находят себе покоя. Одни, как мышки, перебегают дорогу, другие — кружатся хороводом, третьи — танцуют замысловатый танец.
Сегодня на уроке вы убедились, что наша природа неповторима в любую пору года. Важно научиться сохранять гармонию в отношениях человека и природы. Нельзя забывать, что природа могуча, но в то же время очень ранима. Берегите природу, и она одарит вас своей красотой!
IX. Домашнее задание.
Познакомьтесь с рассказами В. А. Осеевой, указанными в рекомендательном списке: «У костра», «В классе», «Бабка», «Рыжий кот».
Тема. ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (по книгам В. А. Осеевой)
Цели:
• познакомить учащихся с произведениями В. А. Осеевой;
• дать представление об общечеловеческих ценностях;
• формировать интерес к чтению, умение давать оценку поступкам героев;
• совершенствовать навыки выразительного чтения;
• развивать мышление, память;
воспитывать доброжелательность, умение, видеть красоту в простом и обыденном, дарить тепло и доброту.
Оборудование: портрет В. А. Осеевой, выставка книг, плакаты, таблица с пословицами, макет солнца с лучиками.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно. Заглянуло к нам в окно, Нас оно торопит в класс Урок чтения у нас.
— Представьте, что солнышко льет на вас свои лучики. Под ними мы
становимся добрее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные
лучики папе, маме, своим друзьям и близким, пожелайте им добра.
П. Вступительное слово учителя.
— В каждом из нас живет маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает
окружающий мир яркими красками. Увидеть все многоцветье мира нам помогает
волшебная сила добра. Доброта, как и солнце, обладает волшебной силой.
Прикоснется солнышко к нам своими лучами — и на душе становится тепло.
К сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы прочитали много книг о человеческой доброте, милосердии, доброжелательности. Герои книг, как и вы, имеют свой характер. А могут ли слова иметь свой характер? (Слово может ранить, а может и вылечить.)
Ш. Разговор по кругу.
Учащиеся передают друг другу солнышко и отвечают на вопросы.
— Что означает слово «доброта»?
Сергей Иванович Ожегов дал следующее определение этому слову: «Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать Добро другим». И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. По-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
— Представьте себе образ слова «доброта». Какой он? (Волшебный цветок, яркий огонек, солнце, сказочная фея, радуга.)
— Какого человека можно назвать добрым? (Того, кто любит людей, стремится делать добрые дела, бескорыстно помогает другим, умеет дружить.)
— Никогда так сильно мы не ощущали дефицит доброты и милосердия, как в последние годы. Почему в наши дни увеличилась потребность человека в доброте? Может, дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее? Мы часто терзаемся от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда кого-то раним сами.
— Послушайте сказку. Мысленно поставьте себя на место обиженной
женщины и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
Три дочери
(татарская сказка)
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей.
И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха-мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку:
— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
— Почистить два таза?! — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой. Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни
слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
~ Приноси же ты всегда людям радость, мое. дорогое дитя, — сказала ей
белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и
правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.
Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям... А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется — ест только мед и сахар.
— Какое впечатление на вас произвела сказка?
— Что делала мать для своих дочерей?
— Когда пришлось матери обратиться за помощью к дочерям?
— Как народ передал свое отношение к трем дочерям?
— Кто, по мнению народа, заслуживает счастливой и долгой жизни?
— Как вознаграждается человек, который никогда не забывает свою мать?
— Каждый ребенок на земле хочет, чтобы окружающие люди любили его, заботились о нем. Но де каждый знает, что все это нужно заслужить. Валентина Осеева была очень наблюдательным человеком. И сегодня на уроке внеклассного чтения мы узнаем из ее произведений, в чем волшебная сила не только слов, но и поступков маленьких и взрослых героев. Предельно сжатые, динамичные, написанные с тонким юмором, рассказы легко читаются и в то же время заставляют задуматься над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?».