Гимнастика в дореволюционной россии

Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Празд­ничные развлечения включали выступления скоморохов, акроба­тов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канато­ходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и воль­тижировка.

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардей­скими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Пет­ром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным на­выкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершен­ствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адми­рал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730—1800 гг.) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применя­лись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предме­тов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Ку­тузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в





русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915 гг.). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В спе­циальном наставлении по физической подготовке для армии и флота принимал участие П. Ф. Лесгафт, что сыграло положительную роль в научном обосновании направления и в том, что оно просу­ществовало длительное время без изменения. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнас­тических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена Сокольская система гимнастики.

В учебных заведениях вплоть до Великой Октябрьской социа­листической революции преподавалась гимнастика, заимствован­ная из различных систем.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с поста­новкой физического воспитания. В 1880 г. вышла его книга «При­готовление учителей гимнастики в странах Западной Европы», в которой давалась характеристика систем гимнастики и указыва­лось на отсутствие в них научного обоснования. Лесгафт разрабо­тал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических а из педагогических задач. Лесгафт считал, что важно как можно быстрее с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого нужно осознавать все свои движе­ния, а не просто подражать руководителю.

Лесгафт был противником изучения «частных приемов», т. е. специализированного обучения искусству движения. На этом осно­вании он отвергал упражнения на снарядах, акробатические как «малополезные для физического образования». Эти крайние взгля­ды Лесгафта во многом объясняются содержанием и несовершен­ной методикой спортивной гимнастики того времени.

Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разрабо­тал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно свя­зано с развитием спорта и международных спортивных связей, образованием в 1881 г. Международной федерации гимнастики (ФИЖ).

Наши рекомендации