Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. 3 страница
Новизна и практическая значимость самой постановки этой проблемы очевидны: ведь до самого последнего времени даже понятие "философия образования" в так называемой советской науке, по существу, не рассматривалось, а те эпизодические знания общефилософского характера, которые интерпретировались в русле методологии педагогики, не могли претендовать на сколько-нибудь системную логическую завершенность хотя бы потому, что педагогика всегда рассматривала и рассматривает поныне основания образовательной деятельности преимущестенно в прикладном, процессуальном, тактическом плане. Ничего плохого именно в такой ориентации собственно педагогического знания, конечно же, нет. Каждому, действительно, - свое... Но философия образования не может сводиться к методологии только одной науки - педагогики, а претензии на необозримое расширение объекта и предмета педагогической науки, равно как и малопродуктивные декларации и призывы к реализации интегративной функции педагогики, как показывает опыт, ничего хорошего не могут принести ни сфере образования, ни самой педагогической науке...
Направления философско-образовательных
исследований
Философия образования рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время "вечной" сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны, и, что еще важнее, в сфере удовлетворения естественных и
постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой.
Такой дуальный характер философии образования с ориентацией, фокусированием всей системы добытых в этой области знаний как на решение глобальных общественно-государственных социальных и экономических проблем, так и на индивидуальные, дифференцированные образовательные запросы развивающейся личности, существенно сказывается на самом статусе философии образования, свидетельствует о принципиальной необходимости синтеза знаний об объектах философско-образовательного обоснования.
Какие же направления философии образования представляются особенно важными? Как философия образования может ответить на вызов будущего, на многочисленные, но так и не решенные образовательные проблемы уходящего века и зарождающиеся уже сейчас, неординарные, а порой и принципиально новые проблемы века грядущего?
В принципиальном плане ответ на эти вопросы дает проведенный выше аспектный анализ образования в единстве его ценностно-целевых, системных, процессуальных и результативныхкомпонентов.
Все четыре указанных структурных блока в своей взаимосвязи и целостности фактически задают объектную сферуфилософско-образовательного знания в его наиболее полном виде. Дальнейшее структурирование и детализация объектов приложения этого знания представляется задачей исключительно важной, поскольку в каждом из указанных четырех структурных блоков, что вполне очевидно, можно указать на множество локальных микрообъектов, также требующих системного, междисциплинарного обоснования. Достаточно напомнить о матричном представлении многочисленных и разнообразных (по уровню и по профилю) учебно-воспитательных систем, чтобы подтвердить и многообразие ценностно-целевых составляющих обоснования этих систем, и содержательно-процессуальную специфику их функционирования, и оценочно-критериальную мозаику оценки их результативности.
Вместе с тем, вполне возможно и даже необходимо обозначить и такие объекты, которые носят еще более общий, казалось бы, внешний, фоновый по отношению к сфере образования характер и, ввиду своей глобальности, формально не вписываются в достаточно узкие для них рамки толькофилософско-образовательного обоснования, но тем не менее остро нуждаются в нем. Поскольку, в свою очередь, именно от этих суперобъектов зависит и развитиеобразования в целом, укажем на некоторые из них:
- - человек,его сущностные характеристики в аспекте наиболее важных - ментальных основанийличности, которые, с одной стороны, предопределяют мировоззренческие и поведенческие качества, прогнозируемые поступки человека, его отношение к различным аспектам материальной и духовной жизни общества, а, с другой, -являются объектом целенаправленного формирования, коррекции и преобразования средствами образования и культуры;
- - социум(социально-экономическая среда, сфера культурной и духовной жизни общества), детерминирующий развитие образования и, вместе с тем, зависящий в своих сущностных характеристиках от состояния сферы образования и тенденций ее развития;
- - цивилизация,имея в виду, прежде всего, общечеловеческие параметры нравственных приоритетов трансперсонального (надличностного) и надгосударственного характера, предопределяющие систему ценностей и отношений в мировом человеческом сообществе и выступающие в качестве объектов философско-образовательного знания и обоснования в той их части, в том их аспекте, которые связаны с движением человечества ко все большей целостности, конвергенции и всеединству.
Конечно, обозначенные объекты и суперобъекты не исчерпывают всего многообразия теоретико-методологических и прикладных проблем философии образования.
Чрезвычайный интерес, в частности, представляют философско-образовательный подход и науковедческий, рефлексивный анализ наук об образованиии, прежде всего, педагогики, которая, как было показано выше, выступает главным "конкурентом" философии образования в своих притязаниях на реализацию междисциплинарного синтеза знаний о различных объектах образовательной деятельности. Взаимоотношения философии образования с педагогической наукой (как и с другими науками об образовании и не только об образовании), несомненно, заслуживают самого тщательного изучения.
При всей важности структурных схем и моделей, с большей или меньшей степенью адекватности описывающих и объясняющих реальные явления и процессы в сфере образования, они все же останутся безжизненными знаково-символьными условностями вне живой связи с субъектамиобразовательной деятельности - учителем (преподавателем, воспитателем), учеником (студентом, слушателем), ученым-исследователем, управленцем. Философско-образовательный анализ сущности деятельности и взаимодеятельностиэтих субъектов, взаимопроникновения их ценностно-мотивационных сфер и стимулирующих факторов позволил бы наполнить формальные образовательные модели, многочисленные критериальные системы и диагностические, контрольно-оценочные методики конкретным содержанием, отражающим глубинные коллизии реальной образовательной деятельности. При этом понадобится углубленное рассмотрение эмоциональной сферы педагогического, научно-исследовательского и управленческого труда и многих других личностно-детерминированных параметров феномена образования.
Не меньшее значение имеет и философско-образовательный анализ специфики субъектно-объектныхотношений (в частности, отношений субъектов образовательной деятельности к многочисленным средствам образования - учебникам, компьютерам, методическим материалам, образовательным стандартам, автоматизированным информационным и контролирующим устройствам и т.п.).
Философско-образовательное обоснование должно быть распространено и на такие, относительно новые (или, во всяком случае, заново осмысленные) явления в образовательной сфере, как, например, непрерывное образование, дистанционное образование, свободное воспитание, самообразование, адаптивное обучение и т.п.
Концептуальное философско-образовательное знание призвано отражать принципиально прогностическийхарактер образования и в связи с этим в зону соответствующего междисциплинарного анализа и синтеза должны войти методы образовательно-педагогического прогнозирования,проблемы реализации прогностических функций образовательных теорий, истории образования, образовательно-педагогической аксиологии, педагогической технологиии т.д., иными словами весь комплекс проблем, относящихся к образовательно-педагогической прогностике.
Философско-образовательные исследования, несомненно, должны охватывать и такие "пограничные" сферы, как взаимоотношения образования с культурой, наукой, религией, искусством, экономикой, политикой, правом, этикой и т.п.
К числу наиболее приоритетных направлений исследований в области философии образования, имеющих самое непосредственное отношение к обоснованию долговременной политики и стратегии развития любых образовательных систем, следует отнести решение проблем социально-педагогического целеполагания.Как уже отмечалось, до самого последнего времени в сфере образования и в педагогической науке в должной мере не осознавалась иерархичностьцелей образования, не был разработан механизм перехода от глобальных философских целевых установок к конкретным, структурированным целям образовательной деятельности на разных ступенях образования с учетом преемственности и взаимосвязи этих ступеней. Отсюда субъективизм в построении так называемых моделей выпускников учебных заведений разного уровня и профиля, стандартов образования, профессионально-квалификационных характеристик рабочих и специалистов, преобладание интуитивного начала в процессе создания учебных планов и программ, совершенно недопустимые схематизм и шаблон в планировании воспитательной работы, формализм в оценке реальных результатов педагогической деятельности.
Сфера образования остро нуждается в теории, методологии и методике социально-педагогического целеполагания, в тех общих, инвариантныхфилософско-образовательных и собственно педагогических
подходах к определению целей образования, которые отражают необходимость синтеза общественных потребностей и личностных образовательных запросов человека на разных этапах его жизни. Философия образования призвана концептуально обеспечить процесс трансформации глобальных общечеловеческих ценностей в ценности и цели, достижимые именно в сфере образования.
Опыт показывает, что такая трансформация целей с должной степенью системной доказательности не может быть выполнена только педагогическим путем, в рамках и логике одной лишь педагогической науки. Тем более трудно решить эту задачу в прогностическом аспекте, поскольку в данном случае речь идет уже не о простой констатации, а о своеобразной "стыковке" результатов прогностических исследований в разных отраслях науки, техники, производства, а также в сфере культуры, искусства, морали, нравственности с собственно педагогическими прогнозами. Выход, по-видимому, следует искать в организации специальных комплексных исследований прогностического характера, отражающих перспективы развития и общества в целом, и личностно-мотивационной сферы человека с возможно более детальной типологизацией различных групп молодежи и взрослых.
Вполне естественно, что указанная проблематика имеет самое непосредственное отношение к вопросам индивидуального и коллективного менталеобразования.Эти исследования иерархичны: невозможно сколько-нибудь конкретно обозначить цели повседневной педагогической деятельности учителей и преподавателей без осмысления общих целей, сверхзадачобразования как в их общественно-государственном, так и в личностно-ориентированном понимании. Решение этих задач следует искать в двух сопряженных, но не идентичных доктринах: "Образование как ценность" и "Ценности в образовании".Эти доктрины могут и должны быть объектами изучения именно в философии образования, поскольку их содержание выходит далеко за рамки собственно педагогического процесса45.
Существенное значение для обоснования стратегии развития образования имеет философское осмысление состояния и перспектив развития социально-экономической среды,социума. Конечно, системное изучение тенденций развития социума в целом выходит далеко за рамки философско-образовательной проблематики, однако, будучи фоновыми по отношению к образовательной сфере, многоаспектные социально-экономические и социокультурные параметры социума оказывают и прямое, и косвенное влияние на развитие образования, хотя, как уже отмечалось, и сами эти параметры во многом зависят от состояния и динамики образовательной деятельности.
"Состыковка" параметров развития социума и образования - актуальнейшая проблема, нерешенность которой стала вполне очевидной лишь в наши дни, когда гласность, пусть даже относительная, неумолимо высветила отнюдь не самые лучшие и привлекательные черты
существенно деформированного российского общества, а рассогласование идеалов и ценностей социума и образования оказалось близким к критическому порогу...
Но эта проблема имеет не только сугубо социальное, историко-прогностическое значение. Объективные оценочные суждения глобального характера, несомненно, важны, но не менее важно наладить систематическое (мониторинговое) слежениеза динамикой развития социально-экономической среды, а также сферы культурной и духовной жизни общества. В аспекте философских проблем образования эта задача представляется особенно актуальной, поскольку практически все компоненты образовательных систем, и, прежде всего, содержание образования на любой ступени, детерминированы теми изменениями, которые происходят в хозяйственном комплексе страны, в экономике, науке, технике, производстве, в социокультурной сфере.
Вместе с тем, именно на философском уровне могут и должны быть решены весьма сложные взаимоотношенияобразования и социума. Именно - взаимоотношения, поскольку односторонне понимаемая детерминация лишь в направлении социум (среда) - образованиеявно не охватывает всех аспектов их взаимной детерминации. Среда выступает, с одной стороны, в качестве прогностического фона,на котором разворачивается образовательная деятельность, а с другой, - в качестве потребителя"продукции" этой деятельности. Ключевой вопрос: "Как заинтересовать среду в высоком качествеэтой специфической продукции?" Ведь без такой заинтересованности невозможно рассчитывать ни на подобающее отношение государства и общества к образованию, ни на сколько-нибудь серьезное, глубинное влияние внешней среды на среду собственно образовательную, ни, в конечном итоге, на высокое качество самого образования.
Проблема взаимоотношений образования и социума стоит, без преувеличения, перед всеми странами мира, и стоит (пусть даже не будучи осознанной) с тех самых пор, как появилась человеческая цивилизация. Что движет обществом в стремлении к собственному прогрессу (экономическому, нравственному, интеллектуальному, культурному), причем к прогрессу, понимаемому именно системно?Только ли конкурентная борьба, стимулируемая, главным образом, экономическими факторами, жаждой богатства, наживы, утилитарно понимаемого жизненного успеха, то есть факторами, способствующими, преимущественно, прогрессу техническому, технологическому?
Но ведь этого явно недостаточно не только для полноценного нравственного здоровья, но и для самого физического выживания общества. Трагические примеры глобальных технических катастроф, как правило, происходящих в так называемых высокоразвитых странах, - наглядное тому подтверждение. Технотронный рай - рай иллюзорный... Столь же иллюзорен и "рай" сугубо материального благополучия, культ наживы, культ потребления...
Но что же движет людьми в их нравственном, духовном, культурном развитии? В чем причины очевидного замедления такого движения, а то и достаточно очевидного уже движения вспять? Как познать источники и механизмы стремления к нравственному совершенствованию? Лежат ли они в самой природе человека? Можно ли их стимулировать и мотивировать извне (скажем, в сфере образования) или они заложены многозначно понимаемым Богом? Фатальны ли, неизбежны ли столь земные и, увы, распространенные человеческие качества, как зависть, неумеренное честолюбие, жестокость, безразличие к ближнему своему, общественная пассивность, терпимость ко злу? Что может, что должнасделать система образования для нравственного оздоровления общества, является ли она в этом смысле не только сеятелем "разумного, доброго, вечного", но и общественным "санитаром", выкорчевывающим разнообразные пороки как человека, так и социума?
Какая наука может ответить на все эти, поистине вечно злободневные вопросы? Ведь в них переплетены проблемы не только земного, рукотворного происхождения. Они восходят к самим истокам жизни, к истокам Веры, имеют глубочайший мировоззренческий, космологический, религиозный смысл...
Можно ли даже убежденному атеисту-материалисту (а таких большинство в нашей истерзанной марксистско-ленинской моноидеологией стране) высокомерно отбрасывать столь необычные для его сложившегося менталитета и личного мировоззренческого покоя вопросы?
Философия образования должна активно включиться в поиск ответов на эти вопросы, проявляя должную плюралистичность и терпимость в изучении и оценках самых различных общефилософских и религиозных доктрин, направленных, в конечном счете, на познание истины.
Объективные социально-экономические, научно-технические и производственно-технологические потребности, тенденции развития духовной, социокультурной сферы и личностных образовательных запросов не только молодежи, но и взрослого населения, выдвинули на передний план проблему научного обоснования перспектив развития системы непрерывного образования,существенного расширения тематики и собственно педагогических, и междисциплинарных исследований в этой области.
Несмотря на достаточно длительную предысторию и активную научную разработку соответствующих теоретических и прикладных вопросов как в нашей стране, так и за рубежом, проблемы непрерывного образованияпрактически для всех наук об образовании и для философии образования, в особенности, являются относительно новыми. По существу, сфера образования была поставлена перед необходимостью как экстенсивного, так и интенсивногокачественного преобразования. Экстенсивного потому, что зона ее влияния ныне выходит далеко
за рамки традиционных компонентов школоцентристской образовательной деятельности, охватывая проблемы не только дошкольного, школьного или традиционно понимаемого профессионального образования, но и проблемы систематического (фактически на протяжении всей жизни) повышения квалификации и переподготовки взрослого населения. Это обусловлено не только необходимостью постоянного обновления знаний, умений и навыков в связи с быстрыми изменениями в сфере науки, техники и производства, появлением новых специальностей и профессий. Важно учитывать и очевидные издержки перехода к рыночной экономике, связанные с резкой динамизацией рынка труда и трудовых ресурсов, безработицей, конкуренцией, миграцией работоспособного населения, международной кооперацией в решении проблем трудоустройства и т.п.
Не менее остро стоят и проблемы неформального образования и самообразования взрослых, предоставления каждому человеку разнообразных образовательных услуг в соответствии с его личными культурно-образовательными запросами и потребностями. Вполне понятно, что сфера образования не может не реагировать на все эти реалии, объективно требующие существенного расширения зоны образовательной деятельности как "по вертикали", имея в виду практически все возрастные группы населения, так и "по горизонтали" в связи с выходом за рамки привычных, преемственно связанных (по "вертикали", по уровню) образовательных структур в "горизонтальные" (сопутствующие, параллельные) структуры дополнительного, неформального образования молодежи и взрослых.
Что же касается интенсивного пути развития сферы образования и наук об образовании, то он необходим потому, что простой, механический перенос уже имеющихся научных положений (добытых преимущественно на материале традиционной школьной педагогики) в новые условия, для иного и по возрасту, и по ценностным ориентациям контингента учащихся (студентов, слушателей), теоретически неправомерен, а практически просто недопустим. Требуется разработка принципиально новых, адаптированных к специфике контингента целей, содержания, методов, средств и организационных форм образовательной деятельности. Необходимы качественно новый уровень профессионального мастерства педагогов, обоснование преемственно связанных между собой разноуровневых и разнопрофильных методик педагогического труда, его координация с исследовательской и управленческой деятельностью в этой сфере.
Именно в рамках философии образования должна быть обоснована специфика использования системно-структурного подхода к изучению системы непрерывного образования в целом и ее отдельных компонентов, показана необходимость поиска инвариантных подходов к целеполаганию, отбору содержания обучения, выбору методов, средств и организационных форм педагогической деятельности. Именно такие
подходы (при всей дифференциации подсистем непрерывного образования), должны служить критериальной основой целесообразности и оптимальности принимаемых педагогических решений.
Междисциплинарность проблем непрерывного образования практически исключает возможность их полноценного решения средствами одной только педагогической науки. И в этом случае необходима интеграция усилий представителей разных наук. Но именно такая интеграция и лежит в основе прикладной, практико-ориентированной, технологической функции философии образования, которая при всей своей теоретико-методологической направленности не может игнорировать насущные запросы развивающейся практики.
Философско-образовательное знание призвано воплотить в себе стратегические идеи повышения эффективности образовательного процесса на основе его гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации, дифференциации, демократизациии т.д. на всех этапах и во всех звеньях образования. Эти категории могут быть с достаточной полнотой осмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном уровне. Именно поэтому и необходим философский, системный подход к их анализу, характеристике и, в конечном итоге, к их синтезу.
Важно учитывать и то, что естественный процесс дифференциациисобственно педагогического знания,обусловленный спецификой целеполагания, отбора содержания образования, выбора методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся на существенно различных этапах и в различных звеньях образования, должен сопровождаться процессом интеграции,синтеза этого знания. При этом существенно возрастает роль и значение общей педагогики,отражающей в инвариантной системе знаний (педагогической системе) сложившуюся для данного конкретно-исторического этапа педагогическую парадигму,выполняющую нормативную функцию по отношению к развивающейся теории и практике образования.
В последнее время объектом фундаментальных теоретико-методологических и философских исследований выступают и сама наука как в ее общем, интегративном понимании, так и в аспектном осмыслении ее функционирования - применительно к конкретным научным дисциплинам46. Вполне естественно, что в сфере образования, имеющей дело с комплексом наук, такие науковедческиеисследования также необходимы. Это важно не только с точки зрения обоснования статуса той или иной науки, но и для определения оптимальных возможностей взаимоотношений и взаимодействия наук.
Выявление и наполнение специфическим содержанием компонентов логической структуры каждой науки (ее оснований, теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, принципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей, фактов) позволяет, с одной стороны, отдифференцировать данную науку от других областей научных
знаний, а с другой, - установить возможности интегративного взаимодействия наук не на глобальном уровне целостной, "нерасчлененной" науки (по примеру так и несостоявшегося до сих пор альянса целостно понимаемых педагогики и психологии, призывы к которому звучали на протяжении всей истории развития этих наук), а на уровне конкретных взаимоотношений соответствующих логических компонентов в аспекте их возможного взаимодополнения, взаимообогащения или даже взаимоисключения. Подобные исследования во всей их масштабности пока не проводятся. Между тем, от них во многом зависит собственно научный уровень политики и стратегии в сфере образования.
Условия практической реализации
философско-образовательного знания
Основной причиной низкой результативности любых нововведений (в том числе и реформ) в сфере образования является недостаточная готовность принять и практически реализовать эти нововведения со стороны учителя, педагога-практика.В системе педагогического образования все еще преобладает прагматический подход к подготовке учителя, "натаскивание" его по различным учебным курсам, не объединенным, как правило, общей идеей подготовки творческой личности с широким, подлинно философским мироощущением и мировоззрением. Из педагогических учебных заведений все еще выпускаются преимущественно учителя-функционеры, "зацикленные" на сугубо методических вопросах своей повседневной педагогической деятельности, но мало интересующиеся общей образовательно-педагогической ситуацией, которая существует в стране и в мире, вопросами стратегии и политики в сфере образования.
Вряд ли такой подход к подготовке педагогов на всех уровнях сохранится в будущем.
Именно поэтому уже сейчас должны быть предприняты меры по разработке учебных курсов,связанных с философско-образовательными проблемами, а учебный предмет"Философия образования" целесообразно ввести в качестве обязательного (или, во всяком случае, возможного для выбора) в структуру учебных дисциплин, изучаемых в педагогических учебных заведениях и в университетах. Только в этом случае можно рассчитывать на преодоление догматизма и поверхностности в теоретической подготовке будущих педагогов, повышение уровня их общей и функциональной педагогической грамотности, образованности, профессиональной компетентности и культуры.
Обозначенный выше комплекс вопросов, относящихся к методологическим и науковедческим проблемам становления философии образования и к той предметной области, которой она должна заниматься,
весьма обширен. Эти вопросы отличаются значительной сложностью и требуют специальных целенаправленных исследований. Первый этап подобных исследований можно назвать "инвентаризационным", ориентированным на изучение и систематизацию тех научных данных междисциплинарного характера, которые уже сейчас могли бы составить ядро данной науки. Содержание этого этапа при всей его трудоемкости в своих основных чертах просматривается достаточно определенно. Но эта работа имеет смысл лишь при следующих условиях:
- - если осознается чрезвычайная важность становления философии образования как интегративной науки и системы мировоззренческих ориентиров для обоснования политики в области образования и стратегии его развития;
- - если признается статус философии образования как своеобразной научной парадигмыобразовательной деятельности во всех ее аспектах; парадигмы, открытой для непрерывного обогащения новыми данными, которые, постепенно накапливаясь как в количественном, так и, главное, в качественном отношениях, в конечном счете, могут и, по-видимому, должны приводить к своеобразным "революциям в науке", скачкам в ее развитии, иными словами, к смене сложившихся парадигм.
Только на этой основе возможны все последующие этапы развития философии образования, повышение ее престижа, доверия к ее технологическим, преобразовательным функциям.
Признание парадигмалыюй сущности философии образования, конечно же, не самоцель. Важно разобраться в том, как парадигма возникает, как функционирует, наконец, как отмирает.
"Классические" утверждения основателей теории парадигм (прежде всего, Т. Куна, И. Лакатоса и др.) о спонтанности и стихийности возникновения и смены парадигм, познание и преобразование которых происходит под воздействием сил, "далеких от логического планирования" и лишь созревающих до уровня "признанных всеми научных достижений", когда как бы само собойстановится ясным, "что такое хорошо и что такое плохо" в науке, вряд ли достаточны47.
Конечно, если парадигмы возникают, живут и отмирают вне целенаправленной исследовательскойдеятельности специалистов по их формированию и преобразованию, то задача существенно облегчается, поскольку сводится лишь к уточнению позиций заинтересованных лиц, договоренности между ними и т.п. В этом случае объективный научный поиск работоспособных парадигмальных положений, исследовательская доказательность в их оценке и преобразовании уступают место важным, но не столько объективным, сколько субъективным факторам - соглашениям ученых, их авторитету, основанному зачастую лишь на формальных признаках (должности, звании, ученой
степени, "пробивным" информационным и рекламным возможностям того или иного научного клана в распространении своих идей и т.п.).