Опросные методы психолого-педагогического исследования
1. Методы опроса:
- диагностическая беседа;
- интервью в системе диагностики;
- анкетирование;
2. Тесты в психолого-педагогической диагностике:
- типы тестов;
- контрольные работы в диагностике;
Лекция «пресс-конференция» – разновидность лекции-консультации. Предназначена для обнаружения пробелов в знаниях студентов и диагностирования уровня их подготовки.
Лекция «пресс-конференция» помогает управлять и стимулировать внимание и активность студентов, учитывать уровень знаний студентов и корректировать содержание лекции. Она выполняет контрольно-стимулирующую и демонстрационную функцию.
Глоссарий:
Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.
Групповой опрос – разновидность опроса, в ходе которого исследователь работает не с одним участником, а с группой респондентов.
Интервьюирование – способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.
Критериально-ориентированные тесты – тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий.
Личностные тесты – методы психодиагностики, посредством коих измеряются различные стороны личности: установки, ценности, отношения; свойства эмоциональные, мотивационные и межличностные; типичные формы поведения.
Очный опрос – это процедура, в процессе которой исследователь осуществляет личный контакт с исследователем.
Проективные тесты – тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации.
Специализированный опрос – вид опроса, в ходе которогоопрашиваются эксперт, влиятельные лица.
Сплошной опрос – вид опроса, в ходе которогоопрашиваются все обучаемые, воспитанники
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты интеллекта – тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта
Тесты креативности – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности.
Устный опрос – вид опроса, при котором информация фиксируется исследователем
Целенаправленный опрос– вид опроса, имеющий программу, план, опросник.
Явный опрос – вид опроса, при которомответы не записываются в присутствии опрашиваемого
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите типичные ошибки при составлении вопросов.
2. Какие проблемы следует решить до проведения опроса?
3. Перечислите этапы опроса.
4. Какие виды деятельности включает в себя подготовка к беседе?
5. Назовите фазы классической беседы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Семинар с использованием деловой игры– вид семинара, в процессе которого моделируется реальная деятельность личности в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях, а также осуществляется выборка и принятие решений в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.
Ход занятия:
Аудиторию представляем в виде нескольких категорий участников:
- интервьюеры – испытуемые;
- анкетирующие и анкетируемые;
- тестирующие и тестируемые;
- участники диагностической беседы.
Примерные методики для проведения диагностики прописаны в Приложении 1.
Результат: проведение круглого стола по представлению и обсуждению информации.
ЛЕКЦИЯ №4