Опросные методы психолого-педагогического исследования

1. Методы опроса:

- диагностическая беседа;

- интервью в системе диагностики;

- анкетирование;

2. Тесты в психолого-педагогической диагностике:

- типы тестов;

- контрольные работы в диагностике;

Лекция «пресс-конференция» – разновидность лекции-консультации. Предназначена для обнаружения пробелов в знаниях студентов и диагностирования уровня их подготовки.

Лекция «пресс-конференция» помогает управлять и стимулировать внимание и активность студентов, учитывать уровень знаний студентов и корректировать содержание лекции. Она выполняет контрольно-стимулирующую и демонстрационную функцию.

Глоссарий:

Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Групповой опрос – разновидность опроса, в ходе которого исследователь работает не с одним участником, а с группой респондентов.

Интервьюирование – способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Критериально-ориентированные тесты – тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий.

Личностные тесты – методы психодиагностики, посредством коих измеряются различные стороны личности: установки, ценности, отношения; свойства эмоциональные, мотивационные и межличностные; типичные формы поведения.

Очный опрос – это процедура, в процессе которой исследователь осуществляет личный контакт с исследователем.

Проективные тесты – тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации.

Специализированный опрос – вид опроса, в ходе которогоопрашиваются эксперт, влиятельные лица.

Сплошной опрос – вид опроса, в ходе которогоопрашиваются все обучаемые, воспитанники

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты интеллекта – тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта

Тесты креативности – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности.

Устный опрос – вид опроса, при котором информация фиксируется исследователем

Целенаправленный опрос– вид опроса, имеющий программу, план, опросник.

Явный опрос – вид опроса, при которомответы не записываются в присутствии опрашиваемого

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите типичные ошибки при составлении вопросов.

2. Какие проблемы следует решить до проведения опроса?

3. Перечислите этапы опроса.

4. Какие виды деятельности включает в себя подготовка к беседе?

5. Назовите фазы классической беседы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Семинар с использованием деловой игры– вид семинара, в процессе которого моделируется реальная деятельность личности в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях, а также осуществляется выборка и принятие решений в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.

Ход занятия:

Аудиторию представляем в виде нескольких категорий участников:

- интервьюеры – испытуемые;

- анкетирующие и анкетируемые;

- тестирующие и тестируемые;

- участники диагностической беседы.

Примерные методики для проведения диагностики прописаны в Приложении 1.

Результат: проведение круглого стола по представлению и обсуждению информации.

ЛЕКЦИЯ №4

Наши рекомендации