Монографии и сборники статей
1. Александров В.П. С.Михалков. Биография творчества. - М., 1987.
2. Алексеева М. Советские детские журналы 20-х г.г. - М., 1982.
3. Бегак Б. Классики в стране Детства. - М., 1983.
4. Бегак Б. Дети смеются. - М., 1979.
5. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. – М., 1978.
6. Вислов А., Эбин Ф. Вслух про себя. Сб. статей в 2-х ч. - М., 1978.
7. Галанов Б.С. Книжка про книжки. - М., 1985.
8. Горький М. О детской литературе. – М., 1968.
9. Гура В. Евгений Пермяк. – М., 1982.
10. Детская литература: сб. статей. – М., 1961-1988.
11. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1980.
12. Мотяшов И.П. Авторитет доброго слова. – М., 1975.
13. Николаева С.А. Дети и война. - М., 1991.
14. Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. – М., 1979.
15. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. Очерки. - М., 1990.
16. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. – М., 1980.
17. Разгон Л. Живой голос науки. – М., 1985.
18. Разова В.Д. Советская драматургия для детей. – Л., 1978.
19. Разумневич В.Л. Всем детям ровесники: Заметки о книгах современных детских писателей. – М., 1980.
20. Рассадин С.Б. Так начинают жить стихом – М., 1967.
21. Френкель П. Четыре добрых пера: Литературные портеры зарубежных детских писателей. – М., 1984.
22. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1970.
23. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. – М., 1986.
Методические рекомендации по выполнению практических занятий
Рабочей программой дисциплины «Детская литература» предусмотрено проведение 10 практических занятий.
Цель практических занятий: углубить полученные на лекциях знания е о детской литературе как составляющей русской, украинской и зарубежной литературы, овладения знаниями о которой позволит будущему воспитателю реализовать цели и задачи его профессиональной деятельности
Задачи:
- последовательно рассмотреть эволюцию жанровых форм в литературе для детей дошкольного возраста, а также изучить развитие этой области литературы через разные способы интерпретации литературно-художественного текста, в одной стороны, а с другой – получить целостное представление о самостоятельном историко-литературном явлении, которое отображает общие тенденции развития русской, украинской и зарубежной педагогической мысли;
- изучить творчество выдающихся детских писателей;
- выработать навыки аналитического анализа художественного текста;
- продемонстрировать владение ключевым литературно-критическим аппаратом.
Практические занятия
по дисциплине «Детская литература»
Практическое задание №1,2
Литература для детей в 20-30-е годы 20 века
План
1. Общая характеристика литературного процесса 20-30-х годов.
2. Произведения В.В. Маяковского для детей
3. Сказки К.И. Чуковского для детей. Проблематика, темы, идеи, герои. Художественные принципы создания сказок для детей.
4. Тематическое и жанровое многообразие произведений С.Я. Маршака для детей
5. Рассказы А. Гайдара «Голубая чашка», «Чук и Гек». Особенности композиции, сюжета рассказов писателя. Сказка «Горячий камень». Сюжет, главная идея произведения.
Задания: изучить особенности развития литературі для детей в 20-30-е гг. Познакомиться с произведениями писателей. Подготовить слайд-сообщение по творчеству одного из писателей по вібору
Практическое занятие № 3,4
Литература для детей в 40-50-е годы ХХ века
План
1. Литература для детей в годы Великой отечественной войны.
2. Книги А. Барто для самых маленьких («Игрушки», «Машенька», «Машенька и др.) Сатира и юмор в стихах поэтессы.
3. Тетралогия С.Михалкова «Дядя Степа». История создания, тематика, образ главного героя.
4. Юмористические рассказы Н. Носова для детей: «Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша» и др. Трилогия «Приключения Незнайки и его друзей».
Задания: изучить особенности развития литературы для детей в 40-50-е гг. 20 века. Познакомиться с произведениями писателей. Подготовить слайд-сообщение по творчеству одного из писателей по выбору.
Практическое занятие №5,6
Литература для детей во второй половине ХХ века
План
1. Широта тематики в поэтических произведениях 60-80-х гг. Разнообразие жанров поэзии этого периода.
2. Творчество И. Токмаковой, Е. Благининой для детей.
3. Детская и юношеская проза 60-80-хх Расширение социальной проблематики, активизация юмористического начала (А. Алексин, С. Алексеев, А. Рыбаков, С. Буруздин, В. Осеева).
4. Юмористические мотивы в творчестве Э.Н. Успенского.
5. Современная деревня в произведениях Ю.И. Коваля.
6. Разнообразие тем и проблем в поэзии для детей (стихи З.Н. Александрова, Я.Л. Акима, Р.С. Сефа).
Задания: познайомиться с произведениями писателей для детей. Написать отзів на сказки Е. Благининой «Ганс-башмачник», «Волшебніе часі», И. Токмаковой «Вечерняя сказка», «Сказка про сазанчика» по вібору.
Практическое занятие № 7,8
Литературная сказка 20-40-х гг.: Х. Лофтинг, А. Милн, Д. Барри и др.
План
1. Дилогия об Алисе Л. Кэрролла. История создания, композиция, литературные приемы, образ главной героини.
2. Сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Особенности сюжета, композиции, образы главных героев.
3. Стихи и сказки Д. Родари.
4. Трилогия о Малыше и Карслоне А. Линдгрен. Композиция, сюжет, образ главных героев.
Задания: познакомиться с произведениями писателей. Чтение и анализ сказок. Подготовить реферат по творчеству одного из писателей по выбору.
Практическое занятие №9,10
Формирование и развитие литературы «fantаsy».Произведения К. Льюиса, Э. Толкиена , Дж.К.Роулинг, Т. Янсон
План
1. Формирование и развитие литературы «fantаsy».
2. Произведения К. Льюиса, Э. Толкиена , Дж.К.Роулинг, Т. Янсон
Задания: познакомиться с произведениями писателей. Выполнить реферат по творчеству одного из писателей по выбору.