Патохарактерологические и невротические проявления
Влияние различных патохарактерологических (психопатических или психопатоподобных) и невротических (неврозоподобных проявлений, довольно часть встречающихся у детей (примерно у трети детей), имеющих выраженные двигательные расстройства на процесс обучения чрезвычайно велико (56).
Указанные расстройства, существенно затрудняют как процесс! обучения, так и социально-трудовую адаптацию в целом. Причин нами этих расстройств являются, с одной стороны, патологические изменения со стороны центральной нервной системы и организм в целом, связанные с остаточным заболеванием, и дефекты процесса воспитания, допущенные по вине взрослых (родителей; педагогов и др.) — с другой.
Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушений также должна идти по двум параллельным направлениям, медицинская и психолого-педагогическая коррекция.
Медицинская коррекция,включает в себя три аспекта:
— лечебно-воспитательные мероприятия, направленные на устранение или уменьшение общесоматических расстройств и дефектов (двигательных, речевых, сенсорных и т.д.), являющихся зачастую мощным фрустрирующим фактором, повышающим уровень невротизации и психопатизации больного ребенка;
— медикаментозное лечение органической мозговой патологии, являющейся благоприятной почвой для возникновения и развития указанных расстройств;
- психотерапевтическое лечение, воздействующее непосредственно на личность больного ребенка.
Психолого-педагогическая коррекцияпроводится педагогом на основании конкретных рекомендаций психолога и в тесном контакте с ним. Основными направлениями данной коррекции являются:
- воздействие на систему отношений личности ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду и т.д.;
- воздействие на мотивационную сферу личности с целью повышения ее подвижности и пластичности, переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей формирования четкой ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, и также развития и укрепления общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде.
Для достижения указанных целей необходимо учитывать имеющуюся у большинства этих детей эмоциональную лабильность, неуравновешенность и склонность к истероидным или депрессивным, реакциям. Редкая декомпенсация психопатических Проявлений и невротических расстройств чаще всего наступает при попадании таких детей из среды себе равных в общество физически здоровых сверстников. Обычно, чувство собственной ущербности и дефектности способствует быстрому формированию «комплекса неполноценности», что в свою очередь, приводит к неосознанной защитной реакции ухода личности на более низкий, инфантильный уровень с резким заострением эгоцентрических черт, У детей экстравертированных, с возбудимым типом психической деятельности это проявляется в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требовании повышенного внимания к себе со стороны окружающих. У интравертов же с чертами тормозимого круга происходит усиление психоастенических и депрессивных проявлений с идеями самоуничижения, ущербности и нежелания жить.
В связи с этим, очень важным моментом в работе педагога с такими детьми является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успехов в их развитии, пусть даже небольших, и обязательно акцентировать его внимание на этих успехах. Тем самым в ребенке пробуждается чувство самоудовлетворения и желание трудиться в данном направлении, появляется новая эмоциональная установка, с одной стороны являющаяся противовесом но отношению к указанному «комплексу неполноценности», а с другой — способствующая формированию в сознании ребенка положительной перспективы в плане дальнейшей реализации основных жизненных потребностей.
Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологические препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невротизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования, а в дальнейшем и самоусовершенствование личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, задачей: педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, приобретение профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой! либо творческой задачи и т.п.) и формированию адекватного уровня притязания.
Для повышения эффективности проводимых мероприятий по медико-психолого-педагогической коррекции необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.
Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и центральной нервной системы, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, — обуславливают необходимость создания разных моделей психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста.