Тема 5. Коррекционно – педагогическая работа как целостный процесс
|
Специфика процессов обучения и воспитания
Процессы Критерии | Обучение | Воспитание |
Доминирующая функция | Образование (обучение) | Воспитание |
Содержание работы | Формирование научных представлений, понятий, усвоение знаний, умений и навыков | Формирование убеждений, норм, ценностей, мотивов |
Методы воздействия | Методы, направленные на развитие интеллектуальной сферы и психических процессов | Методы, направленные на развитие мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер |
Формы взаимодействия | Классно-урочная форма | Свободные формы деятельности (общение, труд, совместная деятельность) |
Формы осуществления контроля | Опрос, контрольные работы, зачет, экзамен | Косвенный контроль (анализ поведения, убеждений, проявления сознания) |
| |||||
Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития (по Б.К. Тупоногову)
|
|
|
|
|
Схема 35
|
Процессы Критерии | Учебно – воспитательный процесс | Коррекционный процесс |
Цель | Формирование у школьников знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания | Исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития умственно отсталых детей |
Педагогические приемы | Направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств | Стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств |
Результаты | Овладение определенным объемом знаний и навыков | Формирование обобщенных учебных и трудовых умений, развитие самостоятельности |
Темпы достижения результатов | Более быстрый процесс | Медленный и кропотливый процесс |
|
|
|