Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
· логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,классификации, систематизации;
· обоснованно делать выводы, доказывать;
· обобщать математический материал;
· находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн-ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
· составлять, моделировать и штриховать предметы;
· находить закономерность;
· классифицировать предметы, слова;
· определять истинность высказываний;
· делать выводы, простейшие умозаключения.
· уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
· делать выводы, простейшие умозаключения;
· решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Содержание программы.
Содержание дополнительной программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
1. Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
4. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 2 года обучения.
1. Тренировка психических процессов:
· развитие концентрации внимания;
· тренировка внимания;
· тренировка слуховой памяти;
· тренировка зрительной памяти;
· совершенствование воображения;
· развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
2. Задания геометрического характера.
· уникурсальные кривые;
· составление и моделирование предметов;
· построение фигур из счетных палочек;
· построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
· арифметический шифр;
· математический фокус ;
· арифметические лабиринты с воротами;
· математические ребусы;
· магические квадраты 3*3;
4. Нестандартные задания логического характера
· анаграмма;
· комбинаторные задачи;
· задачи с альтернативным условием.
· Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
№ | Дата | Тема занятия | Примечание | |
план | факт | |||
03.09 | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. | |||
10.09 | Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи. | |||
17.09 | Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |||
24.09 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |||
01.10 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи. | |||
08.10 | Поиск закономерностей. | |||
15.10 | Развитие быстроты реакции. | |||
22.10 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |||
29.10 | Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз. | |||
05.11 | Тренировка слуховой памяти. | |||
12.11 | Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка. | |||
26.11 | Поиск закономерностей. | |||
03.12 | Совершенствование воображения. Ребусы. | |||
10.12 | Многоугольники. Многогранники. | |||
17.12 | Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания. | |||
24.12 | Развитие концентрации внимания. | |||
14.01 | Тренировка внимания. Веселая переменка. | |||
21.01 | Тренировка слуховой памяти. | |||
28.01 | Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз. | |||
04.02 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |||
11.02 | Совершенствование воображения. Ребусы. | |||
25.02 | Развитие быстроты реакции. | |||
04.03 | Тренировка концентрации внимания. | |||
11.03 | Тренировка внимания. Веселая переменка. | |||
18.03 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. | |||
25.03 | Тренировка зрительной памяти. | |||
01.04 | Поиск закономерностей. | |||
15.04 | Совершенствование воображения. Веселая переменка. | |||
22.04 | Развитие быстроты реакции. | |||
29.04 | Развитие концентрации внимания. | |||
06.05 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |||
13.05 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. | |||
20.05 | Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз. | |||
27.05 | Поиск закономерностей. Числовые закономерности. |
Литература
Для учащихся:
1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.
Для учителя:
1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
2. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
4. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.
5. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
6. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
8. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.