Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

· логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,классификации, систематизации;

· обоснованно делать выводы, доказывать;

· обобщать математический материал;

· находить разные решения нестандартных задач.


Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн-ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

· составлять, моделировать и штриховать предметы;

· находить закономерность;

· классифицировать предметы, слова;

· определять истинность высказываний;

· делать выводы, простейшие умозаключения.

· уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

· делать выводы, простейшие умозаключения;

· решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

Содержание программы.

Содержание дополнительной программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

1. Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления

3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

4. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Содержание 2 года обучения.

1. Тренировка психических процессов:

· развитие концентрации внимания;

· тренировка внимания;

· тренировка слуховой памяти;

· тренировка зрительной памяти;

· совершенствование воображения;

· развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

2. Задания геометрического характера.

· уникурсальные кривые;

· составление и моделирование предметов;

· построение фигур из счетных палочек;

· построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

3. Нестандартные задания алгебраического характера.

· арифметический шифр;

· математический фокус ;

· арифметические лабиринты с воротами;

· математические ребусы;

· магические квадраты 3*3;

4. Нестандартные задания логического характера

· анаграмма;

· комбинаторные задачи;

· задачи с альтернативным условием.

· Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Дата Тема занятия Примечание
план факт
03.09   Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.  
10.09   Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.  
17.09   Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.  
24.09   Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.  
01.10   Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.  
08.10   Поиск закономерностей.  
15.10   Развитие быстроты реакции.  
22.10   Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.  
29.10   Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.  
05.11   Тренировка слуховой памяти.  
12.11   Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.  
26.11   Поиск закономерностей.  
03.12   Совершенствование воображения. Ребусы.  
10.12   Многоугольники. Многогранники.  
17.12   Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.  
24.12   Развитие концентрации внимания.  
14.01   Тренировка внимания. Веселая переменка.  
21.01   Тренировка слуховой памяти.  
28.01   Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз.  
04.02   Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.  
11.02   Совершенствование воображения. Ребусы.  
25.02   Развитие быстроты реакции.  
04.03   Тренировка концентрации внимания.  
11.03   Тренировка внимания. Веселая переменка.  
18.03   Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.  
25.03   Тренировка зрительной памяти.  
01.04   Поиск закономерностей.  
15.04   Совершенствование воображения. Веселая переменка.  
22.04   Развитие быстроты реакции.  
29.04   Развитие концентрации внимания.  
06.05   Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.  
13.05   Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.  
20.05   Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз.  
27.05   Поиск закономерностей. Числовые закономерности.  

Литература

Для учащихся:

1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.

Для учителя:

1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.

2. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.

3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.

4. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.

5. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.

6. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.

7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.

8. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.

Наши рекомендации