Отечественная школа и педагогика в конце XX в. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
Вопросы
- Изменения в системе общего образования. Полемика о путях обучения и воспитания.
- Движение педагогов-новаторов
- Реформы в содержании общего образования.
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Задания:
- Ознакомится с основными изменениями в системе образования в 1990-х гг.: принятие закона «Об образовании», принципы государственной политики в сфере образование, изменения в организации и функционировании образовательных учреждений.
- Раскрыть роль общественно-педагогическое движение педагогов-новаторов и основные положения новой педагогической парадигмы.
- Выписать основные положения реформы содержании образования
- выписать основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса
Литература
- Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
- Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
- Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
Литература по курсу «История образования и педагогической мысли»
1. Основная:
1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
2. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.
3. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
4. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
5. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
6. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
8. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. А. Н. Алексеева. Сост. М. И. Анисов. – М., «Просвещение», 1972.
9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). / Сост. С. Ф. Егоров. – М., «Просвещение», 1974.
Дополнительная
1. Баркова Н. Н.Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С. Т. Шацкого // Педагогика. – 2000. – № 7.
2. Беляев В. И. Теоретические основы педагогической системы С. Т. Шацкого // Педагогика. – 1993. – № 6.
3. Бобков Ф. А. «Последние происшествия обнаружили много печальных истин…» // Педагогика. – 2000. – № 1. (о Пушкине)
4. Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во Поморского международного педуниверситета, 1999.
5. Васильев В. А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6.
6. Горностаев П. В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. – 1993. – № 5.
7. Давыдов В. В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. №1-2.
8. Дидактические материалы в папке «История образования и педагогической мысли» (14 каб.)
9. Днепров Э. Д. Четвёртая школьная реформа в России. М., 1994.
10. Долженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995.
11. Дошкольное воспитание. 1989. №10, 1994. №10, 1999. №10, 2000. №10. (по Монтессори)
12. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
13. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
14. К 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского // Сов. Педагогика. 1992. №5-6.
15. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. // Педагогика. 1996. №2.
16. Клоушн В. М. Аксиомы Песталоцци и психология // Народное образование. – 2002. – № 4.
17. Клоушн В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1.
18. Красовицкий М. Ю. Непреходящее в педагогическом наследии А. С. Макаренко // Педагогика. – 2001. – № 1.
19. Кулаев К. В. педагогическая эстетика С. Т. Шацкого // Педагогика. – 1993. – № 4.
20. Кумарин В. Аксиомы Коменского, или строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. – 2001. – № 8.
21. Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева // Педагогика. – 2000. – № 5.
22. М. Е. Стеклов Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание // Педагогика. – 2000. – № 3.
23. Муравьёва О. С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.
24. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984.
25. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1, 2. М., 1988.
26. Павлова М. П., Карманов В. Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся. М., 1988.
27. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М., 1988.
28. Петров В. М. История обучения в Древней Руси // Сов. Педагогика. 1982. №6.
29. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
30. Ротердамский Э. Похвала глупости. – М., 1991.
31. Сахаров В. А. В. А. Сухомлинский и современность // Начальная школа. – 2002. – № 9.
32. Сластенин В. А. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и современность // Педагогика. – 1999. – № 5.
33. Степунина О. А. Педологическая концепция П. П. Блонского и современность // Педагогика. – 1995. – № 3.
34. Стурова М. П. Живое наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2000. – № 3.
35. Тюмкеева З., Морозова Ю. К Коменскому – в XVII век или с Коменским – в XXI век. // Народное образование. – 1993. – № 5.
36. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
37. Фролов А. А. Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2002. – № 6.
38. Халамбазарь П. Христианские мотивы в «родном слове» К. Д. Ушинского // Искусство в школе. 2000. – № 2.
39. Ханпира Е. Э. Социальная и личностная направленность воспитания в Древней Греции // Вопросы философии. – 2000. – № 9.
40. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. – 1993. – №5.
41. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой: школа для ребенка, а не ребенок для школы // Воспитание школьников. 1993. – № 4.
42. Шевченко Л. И., Заплатников Л. Т. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // педагогика. – 1996. – № 3.
43. Шеховская Н. А. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: Духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – №5.