Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 14 страница
По мнению разработчика курса, здесь найдено оптимальное сочетание гуманитарных, естественных, управленческих, экономических и спортивных дисциплин. На первом курсе студенты знакомятся с введением в менеджмент, делопроизводством, организацией физкультурных праздников и зрелищ; на втором изучают предпринимательство, бухгалтерские документы, секретарское дело, основы менеджмента, организацию спортивных соревнований; на третьем – осваивают отраслевой менеджмент, бухгалтерский учет, экономику физической культуры и др.; на четвертом – рыночную экономику, маркетинг, рекламу и др.
В соответствии с сущностью многоуровневой подготовки в настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования могут получить различные уровни квалификации – бакалавр, специалист и магистр физической культуры и спорта.
Охарактеризованные процессы по существу являются ответом (предложением) на требования (спрос) отрасли «Физическая культура и спорт», функционирующей в условиях рыночных отношений, и предоставляют все больше возможностей для вхождения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство.
В 2006–2009 учебных годах подготовку кадров для отрасли «Физическая культура и спорт» осуществляли учреждения среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, Федеральному агентству по физической культуре и спорту и Министерству по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике. В системе Министерства образования Российской Федерации кадры готовятся в 70 вузах и 179 средних специальных учебных заведениях (колледжах). В системе Федерального агентства по физической культуре и спорту подготовка кадров осуществляется в пяти университетах, пяти академиях, двух институтах, 14 филиалах высших учебных заведений, 10 техникумах и колледжах физической культуры, 9 училищах олимпийского резерва. Кроме этого 33 училища олимпийского резерва принадлежат субъектам Российской Федерации. Во всех типах учебных заведений обучается в общей сложности более 90 тыс. студентов. Численность специалистов, прошедших обучение по образовательным программам повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки за 2001–2009 гг. составила более 42 тыс. человек.
Принципиальный для рыночной экономики вопрос трудоустройства кадров в настоящее время решается в отрасли относительно просто, поскольку около половины всех штатных работников (48,2%) заняты в государственных образовательных учреждениях различных типов. В связи с этим значительная часть выпускников получает направление на работу по окончании соответствующего учебного заведения. Так, в 2005 г. из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования направление на работу получили 24,6%, а из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования – 57,3%. Вместе с тем функционирование отрасли «Физическая культура и спорт» в условиях рынка способствует развитию процесса многоуровневой подготовки кадров: 49,7% выпускников учреждений среднего профессионального образования продолжили обучение в вузах, а 16,7% выпускников учреждений высшего профессионального образования – в аспирантуре.
В системе среднего специального образования открыли новую специальность «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта». По окончании учебного заведения специалисты должны:
знать:
– функции менеджмента в сфере физической культуры и спорта;
– особенности рыночных отношений и предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;
– требования к содержанию и оформлению основных финансово–нормативных документов, необходимых для проведения финансовых операций;
– правовые основы физкультурно–спортивной деятельности, правовой статус спортсменов и физкультурных работников;
– структуру управления разными звеньями государственных, общественных и коммерческих физкультурно–спортивных организаций, формы взаимодействия, особенности их финансирования;
– психологию управления человеком, управления группой, стили управления и имидж менеджера;
уметь:
– использовать организационные, материально–технические и финансовые основы предпринимательства и менеджмента в сфере физической культуры и спорта;
– использовать знание основ финансирования, кредитования и налогообложения в физкультурно–спортивной деятельности; разрабатывать пакет основных документов бухгалтерского учета и владеть навыками проведения финансово–экономических операций;
– использовать знание законодательных актов при планировании, организации и проведении маркетинга в сфере физической культуры и спорта.
Ключевой функцией педагогического менеджмента в учреждениях среднего профессионального физкультурного образования является управление качеством образовательного процесса. Для этой цели наиболее продуктивной считается концепция нового качества образования, развиваемая исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов. С позиции этого подхода качество образовательного процесса в техникуме синтезируется из следующих составляющих: качества учебных (образовательных) программ, кадрового потенциала, задействованного в учебном процессе;
Совершенно очевидно, что менеджеру в области физической культуры и спорта необходима обстоятельная междисциплинарная подготовка, обязательно включающая вопросы образования, физической культуры, спорта и спортивной рекреации. Спортивному менеджеру, в свою очередь, непосредственно работающему на профессиональном поприще физкультурно-спортивных услуг, также нужна междисциплинарная подготовка, расширяющая его информационное поле и повышающая деловую компетентность.
Одна из форм повышения квалификации - проведение семинарских занятий.
Заочный этап (индивидуальная подготовка) осуществляется в обычных условиях и включает:
– самостоятельное изучение специальных литературных источников по вопросам управления, экономики, развития физкультурно-спортивного движения;
– анализ и мониторинг материалов и результатов практической деятельности в сфере физической культуры и спорта (на конкретной территории);
– подготовку проекта «Организация проведения урока или занятий». Коллегиальная форма занятий (очный этап – подготовка и переподготовка на курсах повышения квалификации):
– обзорные лекции специалистов по проблемам управления;
– проведение практического семинара в форме учебных деловых игр по проекту «Управление физической культурой и спортом»;
– аттестация обучающихся.
В качестве примера приводим учебно-тематический план по специальности «Менеджмент и маркетинг в области физической культуры и спорта» учебно-методического центра МГФСО департамента физической культуры и спорта г. Москвы.
Категория слушателей: руководители и работники аппарата управления, руководители спортивных школ и спортивных сооружений, менеджеры спортивных организаций.
Содержание материалов направлено на формирование у слушателей современных представлений об основах рыночной экономики, менеджменте и маркетинге в сфере физической культуры и спорта, организации бюджетного финансирования, поиске внебюджетных средств для проведения спортивных мероприятий, борьбе за качество предоставляемых физкультурно-спортивных услуг и ценовой политике. Изучаемые материалы направлены на формирование у слушателей специфических знаний, умений и навыков, позволяющих планировать и осуществлять хозяйственно–экономическую деятельность (таблица 6).
Таблица 6 – Примерный учебно–тематический план абитуриентов менеджмента
п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов |
Основы теории управления | ||
Основы и функции менеджмента | ||
Управление персоналом | ||
Коммуникативные процессы | ||
Основы рыночной экономики | ||
Основы рыночной экономики | ||
Государство в условиях рынка | ||
Особенности рыночной экономики Инфраструктура рынка | ||
Рекламный менеджмент | ||
Спортивный менеджмент | ||
Менеджмент в физической культуре и спорте | ||
Менеджмент учреждений образования | ||
Персонал физкультурно-спортивной организации | ||
Технология создания физкультурно-спортивной организации | ||
Финансовое обеспечение физической культуры и спорта | ||
Обеспечение учреждений дополнительного образования | ||
Спортивный маркетинг | ||
Основы маркетинга | ||
Маркетинговые стратегии и технология проектирования услуг физической культуры и спорта | ||
Маркетинговая деятельность по обеспечению качества услуг физической культуры и спорта | ||
Конкурентоспособность услуг физической культуры и спорта | ||
Основные маркетинговые проблемы предприятий и организаций сферы услуг физической культуры и спорта | ||
Варианты решения маркетинговых проблем физкультурно-спортивных организаций | ||
Всего |
Участникам процесса обучения, успешно выполнившим все условия, предусмотренные учебной программой, по решению комиссии выдаются соответствующие удостоверения и свидетельства единой государственной формы.
Проблема профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта для деятельности в сфере спортивного менеджмента в современных условиях весьма актуальна и требует внимательного к себе подхода. Решение кадрового вопроса заключается в следующем:
– необходимо переподготовить руководителей и специалистов, уже сегодня работающих в организациях физической культуры. Им нужны новые умения в служебном и коммерческом делопроизводстве, менеджменте, маркетинге и рекламе, бухгалтерском учете, экономике труда, финансировании, кредитовании и налогообложении;
– следует привлечь в организации физической культуры менеджеров, коммерсантов и экономистов из отраслей промышленности, строительства и торговли, что позволит в кратчайшие сроки повысить финансово-экономический потенциал отрасли;
– активизировать открытие новых специальностей по обучению менеджеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, специалистов по маркетингу, рекламе и аудиту в учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров в области физической культуры, спорта и туризма.
Переподготовка физкультурных кадров в области рыночной экономики на периферии отличается низким качеством обучения и высокими ценами. Привлечение же специалистов из других отраслей маловероятно, потому что рынок спортивных услуг разработан еще слабо, заработная плата низкая, а специфика физкультурной работы ёмкая и многогранная. Отличительные признаки специалиста–менеджера, владеющего основами экономики:
Наличие знаний, умений и навыков организационно–управленческой работы на спортивных сооружениях и в физкультурных организациях на основе прибыли.
Умение работать в условиях рыночных отношений в должностях директора, коммерческого директора, экономиста, главного бухгалтера.
Знание отрасли физической культуры и спорта, коммерческих видов спорта, интеллектуальных игр и др.
Для того чтобы готовить высококвалифицированные кадры для сферы физической культуры и спорта необходимо иметь хорошую материально-техническую базу.
Статус материально–технической базы образовательных учреждений юридически закреплен в российском законе «Об образовании»: «Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории» (ст. 44, п. 1).
Материально–техническая база образовательного учреждения среднего и высшего профессионального образования представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для нормального функционирования и развития учебного заведения. Материально–техническая база – это материальный фундамент образовательного процесса. К материально–технической базе относятся все закрепленные за образовательным учреждением материально–вещественные средства, которые предназначены для ведения учебной, научной, научно–методической деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта обучающихся и преподавателей. Материальная база отрасли образования имеет некоторую специфику. Специалисты отмечают следующие ее особенности. Прежде всего, материально–техническая база образования непосредственно связана не с материальным производством, в котором создаются вещественные блага, а с учебным и научно–методическим процессом, результатом которого являются образовательные учебно–методические услуги. Поэтому ее называют учебно–материальной базой. Основными разновидностями учебно–материальной базы образовательных учреждений считаются учебно–лабораторные здания, спортивные комплексы, здания общежитий, жилые здания, предприятия общественного питания и др.
В целом в вузах, техникумах и колледжах физической культуры созданы нормальные материально-технические условия для обучения и питания студентов. Обеспеченность студентов общежитиями составляет всего 25% от числа нуждающихся в них. Более того, если в целом по системе среднего профессионального образования страны на каждого студента, проживающего в общежитии, приходится 12,8 м2 жилой площади, то в техникумах и колледжах отрасли физической культуры и спорта только 2,5 м2. Несмотря на удовлетворительную учебно-материальную базу, она нуждается в дальнейшем укреплении. Особенно остро стоит вопрос о строительстве студенческих общежитий.
Становится очевидным, что задержка с организацией системной подготовки специалистов в сфере менеджмента и экономики физической культуры и спорта тормозит развитие учебных заведений и обусловливает критическое отставание всей отрасли в рыночной системе хозяйствования.
Рынок физкультурно-образовательных услуг в сфере образования.
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее, в услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последнее время сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
По мотивам потребления различаются социально–культурные услуги личного характера (занятия конкретного лица плаванием в бассейне и т. п.) и деловые (аренда бассейна для проведения спортивных соревнований и т. п.).
По характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные социально-культурные услуги области «Физическая культура и спорт», их можно классифицировать:
– на физкультурно-спортивные (обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно и т. п.);
– зрелищные (личное присутствие на спортивных соревнованиях либо просмотр их по телевидению и т. п.);
– консультационные (персональные консультации по средствам, методам и формам занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физической культурой и т. п.);
– образовательные (получение среднего или высшего профессионального образования, переподготовка и повышение квалификации и т. п.);
дополнительного образования (занятия в спортивных школах и т. п.);
– посреднические (подготовка пакета документов, необходимых для создания физкультурно-спортивной организации, контракта профессионального спортсмена и т. п.);
– коммерческие (спонсорская помощь, лотерейная и подобная ей деятельность и т. п.) и др.
Под образовательными услугами понимаем «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства».
Физкультурно–образовательные услуги: профессиональная, педагогическая и организационная практика студентов высших физкультурных учебных заведений; профессиональная организационная практика специалистов по физической культуре и спорту (спортивных менеджеров) в процессе повышения квалификации.
Важно отметить, что закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности» (ст. 19). В уставе каждого образовательного учреждения может быть предусмотрено «наличие платных образовательных услуг и прописан порядок их предоставления (на договорной основе)», а также «возможность осуществления предпринимательской деятельности». К компетенции образовательного учреждения относится привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом Данного учреждения, «дополнительных источников финансовых и материальных средств» (ст. 32), а также «установление ставок заработной платы и должностных окладов работникам образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств». Кроме того, образовательное учреждение может самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работникам образовательного учреждения, а также порядок и размер их премирования, опять же за счет привлеченных дополнительных источников финансирования.
Так, в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя реинвистируется в него же.
В комментариях к закону РФ «Об образовании» есть определение дополнительной образовательной услуги (деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов).
Согласно закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т. п.
В условиях рыночной экономики услуги являются объектом купли-продажи, в связи с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители – в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые – спрос. Данная ситуация в полной мере относится к отрасли «Физическая культура и спорт», не смотря на то, что в ней наряду с коммерческой деятельностью весьма широко представлена и деятельность некоммерческая.
Предложение – это количество услуг (товаров), которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Предложение в отрасли «Физическая культура и спорт» напрямую связано с количеством разнообразных физкультурно-спортивных организаций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров с высшим и средним профессиональным образованием, развитие сети физкультурно–спортивных сооружений, возможности финансирования и др.
На рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» имеет место как конкуренция между производителями определенных услуг, так и конкуренция с другими отраслями сферы услуг за свободное время и средства потребителя.
Спрос – это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей.
Различают совокупный (агрегированный) и частный спрос.
Совокупный спрос на рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» определяется такими основными неценовыми факторами, как абсолютная численность населения, уровень его доходов и наличие у населения времени, которое оно хотело бы затратить на потребление данных услуг.
Конкретное соотношение предложения и спроса на рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» может быть охарактеризовано как рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок покупателя представляет собой такую ситуацию, когда предложение преобладает над спросом. Данное положение обеспечивает покупателям больше власти на рынке за счет возможности широкого выбора услуг и в связи с этим воздействия на ценообразование и иные условия их предоставления. В условиях высокой конкуренции продавцы вынуждены бороться за покупателя, применяя различные инструменты маркетинга.
На рынке покупателя могут существовать различные разновидности спроса: отсутствие спроса (безразличие потребителей в отношении определенной услуги); отрицательный спрос (большая часть потребителей недолюбливает определенную услугу); падающий спрос (выраженная негативная тенденция в уровне спроса потребителей на определенную услугу); нерегулярный спрос («сезонность» спроса потребителей на определенную услугу) и др.
Рынок продавца – это положение на рынке, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит. В данной ситуации продавцам обеспечена большая рыночная власть по сравнению с покупателями и как следствие возможность диктовать свои условия, т. к. конкуренция среди производителей имеет незначительный уровень.
Тем не менее, рынок продавца весьма разнообразен и характеризуется различными видами спроса: скрытый спрос (спрос потребителей невозможно удовлетворить спектром существующих услуг); чрезмерный спрос (спрос потребителей на определенную услугу значительно выше возможностей ее удовлетворения); нерациональный спрос (спрос потребителей на «экстремальные», часто опасные для здоровья услуги) и др.
Баланс предложения и спроса, рынка покупателя и рынка продавца характеризует полноценный спрос, то есть такое состояние рынка услуг отрасли «Физическая культура и спорт», когда производители удовлетворены своей работой (доходами и т. п.), а потребители – спектром и качеством предоставляемых услуг.
Управление образовательными системами.
Система образования в РФ представляет собой:
– совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности;
– сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно–правовых форм, типов и видов;
– органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:
– Правительство Российской Федерации;
– федеральные (центральные) органы управления образованием;
– федеральные ведомственные органы управления образованием;
– государственные органы управления субъектов РФ.
В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 закона РФ «Об образовании» 1996 г., входят:
– разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
– разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;
– государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
– установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
– формирование структуры системы образования;
– разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
– прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
– создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
– разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально–технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
– прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
– контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования и т. д.
В образовательной педагогике всякая система связана с обучением, развитием и воспитанием.
Длительный и сложный процесс развития образовательных систем в каждой стране мира приобретает специфические черты, но общим их свойством является ориентация на непрерывность образования. Принципы построения образовательных систем непрерывного образования продиктованы объективными потребностями цивилизации. К ним относятся:
– ориентация образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
– широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
– гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения;
– разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека после базовой школы на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития;
– интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;
– широкое использование электронных технологий в целях образования на любом этапе жизнедеятельности людей (работа, отдых и т. д.).
Педагогическая практика показывает, что образовательные системы должны быть ориентированы на создание целенаправленно выстраиваемых совокупностей условий, способствующих развитию человека. Это составляет суть образовательных услуг, предоставляемых обучающемуся образовательной системой. Оказание этих услуг – предмет профессиональной педагогической деятельности учителей, преподавателей и других педагогических работников, а также руководителей образования.
Определенность образовательной системы, индивидуальность ее облика задается целями, содержанием и характером педагогического процесса, субъектами которого выступают ученик либо студент и педагог–профессионал.
В качестве примеров образовательных систем можно назвать:
– системы образования (система образования Российской Федерации: система образования региона – субъекта РФ; муниципальная система образования);
– образовательное учреждение;
– образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например реализуемый на уроке) и т. д.
Рассмотрим структуру некоторых из указанных выше образовательных систем.
Согласно ст. 8 закона РФ «Об образовании» компонентами указанной образовательной системы являются взаимодействующие:
– преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
– сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно–правовых форм, типов и видов:
– органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Следует отметить, что структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны приведенной выше структуре системы образования в Российской Федерации.
Системообразующими факторами в системах образования выступают цели систем образования. Каждый из выделенных выше компонентов системы образования Российской Федерации сам является сложной образовательной системой.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые разделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).