Развитие интеллектуальной сферы
Возрастные особенности детей
От 3 до 4 лет
Ведушая потребность - в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
3. Появление смысловой структуры сознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
6. Удерживает внимание 7-8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
Цели и задачи для взрослых:
1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.
4. Формировать умение действовать по правилам.
5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
1. Усвоение первичных нравственных норм.
2. Самооценка.
3. Появление элементов партнерского общения.
От 4 до 5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной активности.
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
1. Контролирующая функция речи.
2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
3. Появление элементов произвольности.
4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
От 5 до 6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
7. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
От 6 до 7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи для взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Произвольность всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов.
4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
6. Появление учебно-познавательного мотива.
Возрастные нормы психического развития ребенка (критерии результативности)
К 4 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый | Узнавание, называние, соотнесение |
Формы | Шар — круг, куб — квадрат, треугольник | Узнавание, называние, соотнесение |
Величины | Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий | Узнавание, называние, соотнесение |
Пространства | Далеко — близко, высоко — низко | Узнавание, называние, соотнесение |
Эмоционального состояния | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем - 4-5 предметов Слуховая образная: объем - 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем - 3-4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета. Устойчивость - 10-12 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает) |
С элементами творческого | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам). Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение — по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию; — животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) — ребенок должен уметь самостоятельно называть 4 -5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация*
(Сериация* — термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью)
— по цвету — 3 оттенка;
— по величине — 5 предметов;
— по расположению в пространстве — 3 положения;
— серия последовательных картинок к известной сказке - 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний, радость, грусть, гнев. Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.