Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
Коррекционно-педагогическая работа направлена на создание социально-педагогических, психологических условий для целостного развития младшего школьника, на решение конкретных проблем его обучения, поведения или самооценки.
Коррекционно-педагогическая работа рассматривается как сложное, по необходимое направление работы учителя и школьного психолога.
Основой для ее правильной организации служит диагностика.
Главный принцип коррекционно-педагогической работы подлежащий в основе содержательного наполнения и организации – целостность. Это означает следующее: содержание коррекционно-педагогической работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность младшего школьника.
У учителя, психолога есть представление о том, в какой именно сфере жизнедеятельности ребенка локализируется проблема, но работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных, и прочих проявлений.
Коррекционная работа в школе должна быть построена в соответствии со следующими требованиями:
- добровольность участия в ней ребенка. Необходимо еще и согласие родителей.
- при планировании содержания коррекционной работы необходимо учитывать не только и не столько общевозрастные представления о потребностях, ценностях и особенностях, но и активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежит школьник, их собственные индивидуальные особенности и потребности.
- необходимо соблюдать последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционно-педагогической работы.
Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы жизнедеятельности ребенка.
Работа в этом направлении может осуществляться в различных формах. Такой формой может быть создание развивающей среды. Это могут быть тренинги, развивающие обучающие встречи, программы психолого-педагогической поддержки, программы адаптации первоклассников и т.д.
Совместная работа с психологом, как правильно делает эту работу более продуктивной.
Следующей формой – использование различных психодиагностических процедур обучающая психодиагностика, - направленная на самопознание и саморазвитие школьников, с последующим анализом и обобщением. Это могут быть традиционные и привычные для школьников формы внутришкольной работы с учётом запланированного развивающего эффекта. Он может быть заложен в саму форму организации мероприятия, требующего от школьника конкретного или сотруднического поведения, навыков понимания чувств и переживания других людей, самоанализ.
В учебной деятельности развивающая работа, может осуществляться достаточно широко. Это могут быть различного характера задания, упражнения и т.д. позволяющие развивать, не только познавательные процессы, но и эмоционально-волевую сферу, сознательный и духовный опыт ребенка.
Коррекционная работа ориентирована на работу с детьми, имеющими как психологические, социальными проблемами.
К группам особого психологического внимания относят детей:
- имеющих физические изъяны и недостатки (дефекты зрения, слуха, ослабление организма из-за недостаточного питания, хронические заболевания и инфекции, дефекты речи, заикание и др.)
- имеющих различные психологические проблемы и комплексы (потерявших одного из родителей, воспитывающих прародителями при живых родителях, имеющих трудности в общении, обучении и др.);
- отличающихся по уровню умственных и познавательных способностей (учащихся с опережающим развитием и развивающихся ниже возрастной нормы).
Различные физические недостатки, как незначительные, так и явно выраженные, могут сказаться на успешность в учебной деятельности ребенка, его настроении, взаимоотношениях с окружающими и в целом на процесс развития личности, её установках, перспективах и успехах.
В работе с детьми, имеющим физические недостатки, педагогам следует руководствоваться некоторыми довольно важными принципами и правилами:
- необходимо уметь распознать наличие у ребенка физического недостатка, и проконсультироваться по поводу стратегии поведения в общении с ним, с родителями, психологами и врачами.
- не следует делать поспешных выводов о наличии у ребенка физического дефекта, такие выводы делаются специалистами.
- следует принимать меры по облегчению трудностей ребенка страдающего физическим недугом, согласно своей компетенции образованности и исходя из принципа. «Не навреди!»
Одна из сложных проблем, позволяющих выделить детей в группу психологического внимания потеря одного из родителей.
У детей, потерявшего одно из родителей наблюдаются различные психические расстройства, фобии, нарушение сна, чувство утраты, одиночества, депрессии различной тяжести.
Коррекционную работу с этими детьми необходимо строить на сочетании диагностических методов и коррекционных влияний, наблюдения, психологического воздействия на социальное окружение ребенка.
Особое значение имеет диагностическая работа, построенная по этапу естественного эксперимента (игровые диагностические процедуры, реальные беседы в среде одноклассников, групповые дискуссии и т.д.)
Диагностика психологических проблем ребенка осуществляется в таких случаях в контексте диагностики психологических проблем его семьи. Кроме того, изучаются и корректируются не только актуальное состояние ребенка, но и особенности его развития на предыдущих этапах, семейные взаимоотношения в ретроспекции.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Определите в чем заключается сущность коррекционно-педагогического воздействия.
2. Назовите задачи, цели, средства и методы психолого-педагогических воздействий.
3. Назовите принципы и виды коррекционных педагогических воздействий.
4. Почему такие воздействия необходимы, прежде всего, для учащихся начальной школы.
5. Раскройте роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе обучения.
6. Покажите роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе воспитания.
7. Охарактеризуйте роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе развития.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония / Ш.А. Амонашвили. – М.: МЦР, 2002. – 672с.
2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение,
1983. – 96с.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Academia, 2007. – 272с.
4. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика / А.В. Гордеева. – М.: Акад. проект; Королев: Парадигма,
2005.-320с.
5. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника / Н.Ф. Круглова, О.А. Конопкин, В.И. Панов. – М.: МПСИ, 2004. – 248с.
6. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития младших школьников / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1989. – 239с.
7.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 1999. – 240с.
8.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 448с.
9. Певзнер М.Н. Педагогическое консультирование / М.Н. Певзнер, В.А. Сластенин, И.А. Колесникова. – М.: Academia, 2006. – 320с.
10. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста / Н.Н. Полонская. – М.: Academia, 2007. – 192с.
11.Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1989. – 241с.