Четвертый - лишний» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий)
Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом.
Понимание картин со скрытым смыслом.
Последовательность событий (серия сюжетных картин).
Логопедическое обследование
Раннее речевое развитие (N,с задержкой):
лепет, первые слова, фразы.
Понимание обращенной речи:
- совершенно не понимает обращенную речь,
- понимает обращенную речь ограниченно (в пределах ситуации),
- понимает обращенную речь на бытовом уровне, выполняет речевые инструкции,
- понимает в полном объеме.
Пассивный словарь:
- название предметов реальных и на картинках,
- понимание смыслового значения слова,
- понимание действия предметов,
- понимание простого сюжета.
Характеристика экспрессивной речи
1-й уровень речевого развития:
полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания, произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов, звукоподражание, использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).
2-й уровень речевого развития:
пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.
3-й уровень речевого развития:
пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
Нормальный уровень речевого развития:
пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно
Особенности речи:
проявляет склонность к эхолалии,
наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка).
Словарный запас(резко ограничен, в пределах обихода, достаточный): название предметов и предметных картинок, описание сюжетной картинки.
Произносительная сторона речи
Степень разборчивости речи:
- речь невнятная, малопонятная для окружающих,
- разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная, - разборчивость речи не нарушена (N).
Темп речи:
нормальный, убыстренный, замедленный.
Ритм речи (N,растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов).
Дыхание(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное): дифференциация носового и ротового выдоха.
Голос:
недостаточной силы и звонкости, N,
тихий, сильный, напряженный, звонкий, хриплый, назализованный, сдавленный, прерывистый, дрожащий, глухой, монотонный, маломодулированный, истощающийся по мере говорения.
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:нарушена, N.
Строение и подвижность органов артикуляции:
неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия).
Лицевая мускулатура:
лицо (безучастное, тупое, выразительное, осмысленное), гипомимия, нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония,т сглаженность носогубных складок, оральные синкинезии, тремор подбородка, асимметрия, гиперкинезы
Губы(толстые, тонкие, N):
тонус (гипертонус, гипотония, дистония), подвижность (малоподвижные, подвижные).
Язык:
толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка,
мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, К), гиперкинезы, тремор,
девиация (отклонение) языка (вправо, влево), посинение кончика языка,
объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный).
Гиперсаливация.