Тема 9. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Цель изучения темы - сформировать у студентов целостные представления о характерных чертах современного мирового образовательного процесса.
Задачи изучения темы:
1) определить современный общественный социокультурный запрос к школе;
2) раскрыть сущность главных общемировых тенденций развития образования;
3) показать процесс интеграции национальных систем образования, акцентируя внимание на проблеме вхождения России в мировое образовательное пространство.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Основные приоритеты и ценности современного образования. Обусловленность тенденций современного развития мирового образовательного процесса мировой социокультурной ситуацией. Формирование единого мирового образовательного пространства. Глобализация современного образования и проблема поиска возможностей сохранения и развития исторических достижений национальных школ. Ориентация на идеалы гуманизма, общечеловеческие ценности. Поликультурное воспитание и образование. Проблема воспитания толерантности. Гражданское, патриотическое воспитание.
Современный информационный взрыв и его влияние на школу. Плюсы и минусы «компьютерной цивилизации». Демократизация образования, свобода выбора и разнообразия школ, педагогических систем и альтернативных течений. Расширение условий для самоопределения и самореализации личности. Актуализация идей личностно-ориентированной педагогики. Гуманизация и культурологизация образования. Идея непрерывности образования: современные подходы. Воспитание духовности. Новые взаимоотношения школы и религии.
Методы: лекция.
Литература:1, 5, 11, 23, 30, 31, 52.
Вопросы для самопроверки:
1) Что означает понятие «ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса»?
2) Как развитие образования связано с современными цивилизационными процессами?
3) В чем суть и цели «Болонского процесса»?
4) Каков смысл понятия «поликультурное воспитание и образование»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Что способствует и что препятствует современному межцивилизационному синтезу педагогических традиций?
2) В чем состоит влияние современной информационной культуры на образование?
3) Каковы основные признаки демократизации и гуманизации образования в современный период?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «XXI век: ’’Век ребёнка’’ или ‘’век образования’’?»
2) Эссе на тему: «Противоречия, угрозы, оптимистические перспективы, связанные с современным ведущими тенденциями мирового образовательного процесса».
3) Эссе на тему: «Диалектика национальных и общечеловеческих ценностей в современном образовании».
4) Эссе на тему: «Что такое «воспитание духовности личности» и как оно востребовано жизнью и логикой развития современного образования?»
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список литературы
Основная литература по дисциплине:
1. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика» / В.Г. Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Дополнительная литература:
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Анисов, М.И. Источниковедческие основы историко-педагогического исследования: Учебное пособие / М.И. Анисов. – М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987.
5. Дьяченко, В.К. Основные направления развития образования в современном мире: Пособие для учителей / В.К. Дьяченко. – М.: Школьные технологии, 2005.
6. Корнетов, Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
7. Курочкина, И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (XIII-XVIII вв.): Учебное пособие / И.Н. Курочкина. – М.: Флинта; Наука, 2002.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в. - М., 1973.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX - начало XX в. - М., 1991.
11. Педагогика народов мира: история и современность: Учебное пособие для вузов / К. Салимова, Н. Додде, Р. Селлек. – М.: Пед. общество России, 2001.
12. Раскин, Д.И. Классификация историко-педагогических источников / Д.И. Раскин // Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики. Сборник научных трудов. / Под. ред. Э.Д. Днепрова, О.Е. Кошелевой. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – С.85-98.
13. Цирульников, А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педвузов / А.М. Цирульников. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Литература для самостоятельной работы:
14. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV -XVII вв. – М.: Педагогика, 1985.
15. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985.
16. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990.
17. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.: Педагогика, 1987.
18. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х т. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
19. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций Е.П. Белозерцев. – СПБ.: Изд-во Р. Асланова, 2004.
20. Богуславский, М.В. История отечественной педагогики (первая треть XX века) / М.В. Богуславский. – Томск: НТЛ, 2005.
21. Богуславский, М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки / М.В. Богуславский. – М.: Просвещение, 2005.
22. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров. – М.: Педагогика. 1987.
23. Гершунский, Б.С. Философско-методические основания стратегии развития образования в России / Б.С. Гершунский. - М., 1993.
24. Гончаров, Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк / Л.Н. Гончаров. – М.: Педагогика, 1972.
25. Гуманистическая направленность штайнеровской (вальдорфской) педагогики: методический материал / Ред. кол. Б.П. Пузанов, Е.Г. Речицкая и др.: пер. с фин. А. Ойтинен. – М.: ВЛАДОС, 1999.
26. Днепров, Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогике дореволюционной России (1918-1977): Библиографический указатель / Э.Д. Днепров. - М.: НИИ общей педагогики, 1979.
27. Днепров, Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. - М., 1994.
28. Домострой. Под. ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.
29. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.: АПН РСФСР, 1963.
30. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. - М., 1994.
31. Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научной конференции 5–6 декабря 2005 г. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. Г.Б. Корнетов. – М.; Тверь: Золотая буква, 2005.
32. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006.
33. История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
34. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 1982.
35. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982.
36. Корнетов, Г.Б. Педагогика: теория и история: Учебное пособие для вузов / Г.Б. Корнетов. – М.: УРАО, 2003.
37. Крашенинников, Н.А. Восемь лет. Воспоминания о гимназии / Н.А. Крашенинников. – М.: Детская литература, 1983.
38. Кущевский, И.А. Николай Негорев, или Благополучный россиянин / И.А. Кущевский // Библиотека Сибирского романа. Т.3. – Новосибирск, 1959.
39. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для вузов / Л.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2003.
40. Лесков, Н.С. Кадетский монастырь. В кн.: Избранные произведения. В 3-х т. Т.2. / Н.С. Лесков. - Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1952. – С.255-281.
41. Лещинский, В.И. Теория, история и философия образования / В.И. Лещинский, Т.В. Лаврикова, Л.Э. Заварзина. – Воронеж, 2000.
42. Липник, В.Н. Школьные реформы в России / В.Н. Липник. – М.: Про-Пресс, 2002.
43. Липник, В.Н. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. (Методический комплекс для факультетов повышения квалификации работников образования) / В.Н. Липник. – Псков, 1995.
44. Лихачев, Д.С. Школа на Васильевском: Книга для учителя / Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский. – М.: Просвещение, 1990.
45. Локк, Д. О воспитании / Д. Локк // Сочинения. – Т.3. – М.: Мысль, 1988. – С.407-608.
46. Мосолов, В.А. Очерки истории образования и педагогической мысли: Учебное пособие / В.А. Мосолов. – СПб., 2005.
47. От глиняной таблички - к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневековья / Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 1998.
48. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. – М.: «Советская энциклопедия», 1966.
49. Педагогическая энциклопедия. В 2-х т. - М.,1992.
50. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX-начала XX в. / Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 2002
51. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1981.
52. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки. Материалы XXV сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. М.В. Богуславского и Т.Б. Игнатьевой. – М.; Тверь: Золотая буква. – ИТИП РАО, 2007.
53. Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли / З.И. Равкин. – М.: Новая школа, 1995.
54. Романов, А.А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века / А.А. Романов. – М.: «Школа», 1997.
55. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Педагогика, 1981.
56. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979.
57. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. / Э.Б. Тэйлор. – М.: Политиздат, 1969.
58. Титов, В.А. История педагогики. Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: «Приор-издат», 2003.
59. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989.
60. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974.
61. Фролов, А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг.; критический анализ) / А.А. Фролов. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006.
62. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и автор вводных очерков А.И. Пискунов. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
63. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.
64. Цырлина, Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и находок XX века / Т.В. Цырлина. – М., 1997.
Библиографические указатели:
65. Высшие женские (Бестужевские) курсы: Библиографический указатель / Сост. З.А. Евтеева (отв. ред.), О.Н. Кузнецова, Т.А. Мартынова и др. - М.: Книга, 1966.
66. Емельянов, Б.В. Педагогическая мысль России второй половины XIX - начала XX вв.: Биобиблиографическое пособие / Б.В. Емельянов. - Чита: Изд-во Забайкал. гос. пед. ун-та,1999.
67. История общеобразовательной и профессиональной школы дореволюционной России: Библиогр. указ. лит., изд. в сов. период. / Сост. А.П. Шапкина, В.В. Шапкин. - Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1991.
68. История общеобразовательной и профессиональной школы России: Библиографический указатель дореволюционной литературы / Всесоюз. НИИ проф.-техн. образования; Авт.-сост. А.П. Шапкина. - Л., 1990.
69. Масанова, М.Д. Деятельность земства по реализации школьной реформы, 1865-1881: Историография и источники / М.Д. Масанова. - СПб.: СЗАГС, 2000.
70. Пискунов, А.И. Советская историко-педагогическая литература (1918-1957): Системный указатель / А.И. Пискунов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960.
71. Шестопёрова, Л.А. Советская литература по истории школы и педагогики за рубежом, 1958-1986 гг.: (Библиографический указатель) / Л.А. Шестопёрова / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей педагогики; Отв. ред. К.И. Салимова. - М.: Изд-во АПН СССР,1987.
72. Я.А. Коменский (1592-1670): Указатель литературы / АН СССР. Ин-т науч. информации по обществ. наукам; Сост. Т.В. Владиславлева, М.А. Глазкова. - М., 1990.
73. Ян Амос Коменский: Указатель русских переводов и критической литературы на русском языке, 1772-1992 / Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М.И. Рудомино; Сост. Н.Л. Глазкова. - М.: Рудомино, 1995.
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:
74. http://hist-ped.chat.ru - на сайте в кратком, конспективном виде представлены сведения о педагогических концепциях и воззрениях российских и зарубежных деятелей педагогики и народного образования (более 40 персоналий). Имеются также полнотекстовые материалы по деятельности российского педагога XIX века П.Ф. Каптерева.
75. www.pedobzor.ru - на сайте помещены различные материалы - статьи, приказы, распоряжения, инструкции по вопросам школьного образования и педагогики, в основном относящиеся к концу XIX - началу XX века. Основой сайта послужила «Хрестоматия по истории педагогики», изданная в 1936 г. под общей редакцией С.А. Каменева и составленная Н.А. Желваковым. Сайт будет пополняться и другими материалами по истории педагогики и школьного образования, а также сведениями из древней истории.
76. http://museum.edu.ru - раздел Российского общеобразовательного портала. Публикуются статьи о различных системах образования, образовательных ступенях, образовании в различные исторические периоды (от древнерусского государства до современной школы).
77. http://museum.novsu.ac.ru - сайт посвящён отдельным страницам истории просвещения Новгородского края со времен появления первых школ. На сайте представлены: хронологическая лента событий, научно-популярные иллюстрированные очерки по истории просвещения, материалы о выдающихся деятелях русской православной церкви, культуры и науки, связанных с историей просвещения края и т.д.
78. http://character.webzone.ru - сайт посвящён истории возникновения и становления русской письменности.
79. http://antonmakarenko.narod.ru - на сайте представлена программа и материалы международного макаренковского семинара «А.С. Макаренко и мировая педагогика».
80. http://savin.tele-kom.ru - сайт М. Савина (к.п.н., доцент Волгоградского ГПУ). На сайте можно познакомиться с исследованиями и монографиями автора, а также в разделе «Лаборатория» принять участие в обсуждении проблем философии и истории образования.
81. http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/ychenie/ushinskii/soderzhanie.html К.Д. Ушинский. Биографическая статья о великом русском педагоге.
82. http://anguium.narod.ru/2005.html - на сайте можно найти материалы о К.Д. Ушинском.
83. http://history.gatchina.ru/oldtown/gatchina/gatchina18.htm - на сайте размещены материалы о Гатчинском сиротском институте (XIX в.), его преподавателях и учениках.
84. http://pedagogics.narod.ru - сайт Российского гуманитарного научного фонда. Материалы сайта знакомят с исследованием образования и педагогической мысли в Российском Зарубежье в 20-40-е годы («первая волна» эмиграции), которое имеет целью изучение системы, теории и практики обучения и воспитания, факторов и условий становления русского образовательного пространства в зарубежье, развития общественно-педагогического движения эмиграции, различных типов русского дошкольного, школьного, высшего и внешкольного образования в странах рассеяния, анализ аксиологии, содержания и путей социализации, образования и национального воспитания российских детей и молодежи в эмиграции, а также изучение и обобщение педагогического наследия известных представителей эмиграции, основных направлений русской педагогики в эмиграции.
85. http://jurfak.spb.ru/document/jubilee/Woman/VZHK.htm - история женского образования в России. Раздел виртуальной библиотеки Юридического факультета СПбГУ. Представлены статьи о Е.Р. Дашковой, императрице Марии Федоровне, К.Н. Бестужеве-Рюмине, А.М. Евреиновой, Е.А. Флейшиц, Смольном институте, Петербургском воспитательном доме, Высших женских (Бестужевских) курсах и др.
86. http://www.redline-isp.ru/education/valdorfru.html - на сайте представлена история вальдорфского движения, его истоки, настоящее и перспективы развития в России, историко-биографическая справка об основателе вальдорфской педагогики - немецком философе-антропософе Р. Штайнере (1861-1925).
87. http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm - сайт является одним из разделов журнала «Education+». На нем помещены статьи о жизни и деятельности известных педагогов, о различных учебных заведениях, а также педагогические высказывания и фразы (по одной статье для каждого раздела на каждый год двадцатого века).
88. http://biblio.narod.ru/gyrnal/montes/mont_sod.htm - сайт является одним из разделов журнала «Education+». Он посвящен Монтессори-педагогике.
89. http://gymn-edu.narod.ru/index.html - сайт посвящен гимназическому образованию, в том числе и его истории.
90. http://www.militia-dei.spb.ru/russ_01.html - на сайте можно найти материалы о педагогической деятельности иезуитов в Петербурге (статья Ольги Кузнецовой, опубликованная в Информационном Вестнике Общества «Militia Dei» №8 (сентябрь 1997 г.), №9 (ноябрь 1997 г.)).
91. http://www.gala-d.ru/ - на этом сайте собран большой объем информации по истории педагогики - с древних времен до наших дней.
Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену:
1) Предмет и задачи курса «История педагогики и образования».
2) Социальная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер.
3) Возникновение воспитания. Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Возникновение семейного воспитания. Появление организованных форм воспитания.
4) Образование и воспитание в странах Древнего Востока.
5) Образование и воспитание в Древней Греции и Риме.
6) Влияние христианского мировоззрения на педагогическую мысль и школьное обучение в эпоху Средневековья. Рыцарское воспитание.
7) Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле).
8) Влияние идей эпохи Возрождения на школьное дело.
9) Я.А. Коменский – основоположник мировой педагогики
10) Педагогическое наследие Д. Локка.
11) Концепция развивающего обучения и педагогическая система И.Г. Песталоцци.
12) Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
13) Концепция природосообразного и культуросообразного воспитания Ф.А. Дистервега.
14) Развитие принципа природосообразности в западноевропейской педагогической мысли XVII-XIX вв. (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег).
15) «Реформаторская педагогика» и движение «новых школ».
16) Основные направления модернизации образования в современной зарубежной школе.
17) Развитие педагогической мысли в Киевской Руси (X-XIV вв.).
18) Просвещение в России до XVIII века. Братские школы.
19) Развитие русского просветительства XVIII в.
20) Школа России первой половины XIX в.
21) К.Д. Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики.
22) Педагогическая наука России в XIX - начале XX вв.
23) Школа России второй половины XIX - начала XX вв.
24) Теория свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).
25) Октябрьская революция и преобразования в области народного образования (1917-1920 гг.).
26) Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг. (1920-31 гг.).
27) Педологическая концепция П.П. Блонского.
28) Педагогическая система А.С. Макаренко. Учение о коллективе.
29) Педагогическое творчество С.Т. Шацкого в колонии «Бодрая жизнь».
30) Особенности развития отечественной педагогической мысли в 30-80-е гг. XX века.
31) Школа и педагогика в период Отечественной войны 1941-1945 гг.
32) Педагогический подъем 60-х гг. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
33) Основные принципы «педагогики сотрудничества» 80-х гг. XX века.
34) Основные направления развития российского образования и педагогической мысли на рубеже XX-XXI вв.
Диагностические материалы