В семье, где есть хотя бы один курящий, дети любого возраста болеют в 2 раза чаще, чем в некурящих семьях
И наконец, совсем недавнее открытие медицины: дети курящих родителей — крохотные пассивные курильщики — могут стать табачными наркоманами в грудном возрасте, если после рождения растут в атмосфере табачного дыма. Они беспокойно ведут себя в помещении с чистым воздухом и даже отказываются брать грудь, но стоит создать им привычные условия, т.е. окурить комнату, как их поведение приходит в норму.
Такова в общих чертах проблема «никотин и потомство». О ней должны знать дети и взрослые, юноши и девушки, вступающие в жизнь, чтобы неукоснительно соблюдать правило: ни одной сигареты в комнате, где находится беременная или кормящая женщина.
Не помешает напомнить девушкам (хотя это следует иметь в виду всем) и о том, как курение отражается на внешности человека. Как бы ни было это огорчительно, но из-за курения портрет представительницы прекрасного пола рано или поздно приобретает непривлекательные черты типичного курильщика. Может быть, поначалу это будет не так заметно, но, приглядевшись повнимательнее к знакомым курильщикам с большим стажем, вы непременно увидите преждевременные морщины и желтоватый, а иногда землистый цвет лица. Такой оттенок кожа приобретает из-за токсических металлов (ртути, свинца, мышьяка, кобальта), двуокиси серы, окиси азота, а также твердых частиц, копоти и смол табачного дыма. Все эти вещества, растворяясь в поте и задерживаясь в порах, разрушают поверхностный слой кожи и придают ей специфическую окраску. Помимо плохого цвета кожа приобретает и неприятный запах табачного дыма. Она теряет эластичность, упругость, свежесть. А морщины, особенно над верхней губой и в уголках глаз, появляются еще и оттого, что человеку приходится придерживать губами сигарету и постоянно щуриться, чтобы защитить глаза от дыма. В результате длительной никотиновой интоксикации у многих людей возникает так называемая табачная слепота.
Сажа и деготь, образующиеся при сгорании табака, виновны в том, что зубы курильщика темнеют и теряют блеск. А в результате воздействия на зубную эмаль горячего табачного дыма, содержащего никотин, угарный газ, сероводород, синильную и другие кислоты, у курящих людей развивается кариес зубов, а также гингивит и стоматит. Этим объясняется неприятный запах изо рта, который отличает курильщиков. В ротовой полости на слизистой щек иногда появляются белесоватые пятна — предшественники злокачественных новообразований, т.е. рака.
И еще одно специфическое заболевание, наблюдаемое у заядлых курильщиков, — акроцианоз. Для него характерны покраснение кончика носа, ушных раковин, щек. Кисти рук и стопы при этом приобретают синюшный оттенок.
Портрет курильщика довершают грубый, хриплый голос, «прокуренные» желтые пятна на пальцах и всегда пахнущие дымом волосы.
Такова никотиновая «косметика». Вряд ли она украшает мужчин, а о женщинах и говорить не приходится. Однако урон, в целом наносимый курением человеку, неизмеримо страшнее и губительнее.
Имеет смысл еще раз перечислить наиболее опасные последствия курения для организма женщины-матери и ее потомства:
- нарушение гормонального аппарата женщины;
- снижение инстинктов материнства;
- гибель эмбрионов на ранних стадиях беременности, недоразвитие плаценты, кровотечения при вынашивании ребенка, увеличение частоты самопроизвольных абортов и выкидышей, преждевременные роды;
- кровотечения при родах, увеличение числа мертворожденных, высокий процент ранней детской смертности;
- синдром внезапной смерти новорожденных и детей;
- дети матерей-курильщиц — полуинвалиды, их сопротивляемость болезням понижена, и они подвержены различным заболеваниям;
- отставание детей в физическом и умственном развитии;
- увеличение у детей числа врожденных уродств, отклонений и дефектов развития;
- у женщины, начинающей курить в 16 лет и ранее, к 46 годам формируется опасность онкологического заболевания, а в 50 весьма вероятен смертельный исход;
- женщины гораздо легче, чем мужчины, освобождаются от никотиновой зависимости, важно это сделать как можно раньше, а оптимальный вариант — никогда не начинать.