Пути совершенствования экскурсионной методики
В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания. Практически лекционный процесс нейтрализует участие в восприятии материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие, делая его «однобоким».
Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека. Из философской науки методика берет учение о диалектике, теорию познания и логику. Диалектика дает возможность освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.
Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия представляет собой диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию – экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.
Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.
Забота об экскурсионной методике – это не только усилия, направленные на совершенствование организации методической работы ее звеньев. Это работа по углублению содержания самой методики, методических приемов как способов наиболее совершенной подачи экскурсионного материала и наиболее действенного раскрытия темы экскурсии. Выполняя функции частной методики, экскурсионная методика имеет дело с методическими приемами различных экскурсий. Одновременно она выполняет роль общей методики. Так происходит в тех случаях, когда речь идет об использовании в экскурсиях принципов и требований общих для всех форм идейно-воспитательной работы – наглядности, научности, систематичности, доступности, убедительности и т. д.
Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.
Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи – справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.
Любая методика – это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике – это сумма определенных умений и навыков проводить работу – разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
а) для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?
б) какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
в) как проводить экскурсию (методические приемы)?
г) как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
– методики разработки новой для данного бюро темы;
– методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
– методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
– методики проведения экскурсии;
– методики послеэкскурсионной работы.
Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.
Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т. д.
Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода.
А методика показа и методика рассказа – два основных раздела экскурсионной методики.
Методика показа – большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа – меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она как было сказано ранее, оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.