Этюд головы Иоанна Крестителя». Основа – прессованный картон, типа оргалита.
18 июня.
Основа – прессованный картон, типа оргалита.
Приготовление: сбил гладкую поверхность наждачной бумагой, затем сделал синтетическую проклейку. После высыхания нанес синтетический грунт. После полного высыхания нанес цветной грунт. (Для цветного грунта брал казеиново-масляную темперу, кость жженую, охру светлую, марс коричневый темный). Нужный колер влил в эмульсионный грунт, после тщательно размешал. Нанес цветной грунт. Но получилось несколько светлее по тону, чем в оригинале. После высыхания сделал рисунок с репродукции.
19 июня.
В музее прорисовал голову Крестителя, сверяя по оригиналу. Прорисовал ретушным карандашом.
Затем прокатал картон бальзамно-масляным лаком, чуть добавил в бальзамно-масляный лак охру светлую и сиену жженую, чтобы добиться точнее тона и цвета цветного грунта, по оригиналу. При этом хорошо виден рисунок.
20 июня.
Сделал колера для фона и волос и прописал, употребляя бальзамно-масляный лак.
21 июня.
Проработал волосы Крестителя: кость, сиена жженая, неаполитанская желтая, чуть – белила.
22 июня (пятница) – 23 июня (суббота).
Работал над лицевой частью, прорисовал найденным колером. Лоб и глаза получаются резко и грубовато. Употребляю в переходах торцовку.
Основные цвета:
1. кость жженая,
2. английская красная,
3. сиена жженая,
4. кадмий желтый средний. (Конечно, неаполитанская желтая, кадмий желтый, английская красная и чуть косточки).
По решению, совету педагога Девятова, пишу от куска. Работа идет плодотворнее. Применил также совет по подготовке палитры. (Ред. – По подготовке палитры М. М. Девятов советовал почитать книгу Рене Пио «Палитра Делакруа» (см. Лекции М. М. Девятова).
25 июня.
Писал теневую часть лица. В свету употребил торцовку, особенно в самых светлых местах лобных бугров получается чуть тоньше переход.
26 июля.
Работа над рисунком: глаза в тени, прорисовал контур носа.
27 июня.
Стараюсь взять точнее цвет и тон, пользуясь уже готовыми колерами для света, полутона и тени.
28 июня.
Прописал оба глаза, брови со лбом. Замечания педагога Девятова М. М. о неточном рисунке волос и носа. Это совершенно справедливо. Взять волосы чуть темнее в тени (избавиться от кисельного цвета). Помнить о горячем рефлексе в тени. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).
29 июля.
Прорисовал нос цветом, но получается грубовато. Тронул скуловую кость.
30 июня.
Работал над скуловой костью.
2 июля.
Проработал рот Крестителя, тронул бороду. Пока результат неудовлетворительный. Вернулся снова к нижней части, прорисовать нижнюю челюсть убедительнее и смелее. Пользуюсь только уже ранее составленными колерами (света, полутона и тени). (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).
3 июля.
Прописал скуловую кость: тень, полутон и свет.
Перед началом работы то место, где следует прописать покрывал слегка лаком или маслом. При этом красочное сцепление и переходы получаются более мягкими и менее грубыми. Кисть очень мягко пишет. (Ред. – Видимо имеется ввиду, бальзамно-масляный лак. Лучшее сцепление слоев обеспечивает уплотненное масло. Масло также делает мягким отлип (см. Лекции Девятова).
Замечания педагога М. М. Девятова: решительнее прописать нижнюю челюсть, следить за большой формой, вернуться к фону.
Прокрыл халат Крестителя.
4 июля.
Работал над нижней челюстью, а также над бородой Крестителя. Работа подвинулась, но незначительно.
5 июля.
Уплотнил фон, прописал освещенную часть волос и касания с фоном. Прописал жидко халат Крестителя.
10, 11, 12, 13 июля.
Слегка поправил в целом весь картон, то есть бороду Крестителя, бороду, в особенности нижнюю челюсть.
Работа над копией в целом была полезна для меня. Особенно палитра Иванова, его подход, его отношение цвету и строгому рисунку, рисунку кистью. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).
***
Год
Дневник копийной практики
А. Иванов «Голова Иоанна Крестителя»
Такташев И. Н.
Рецензия М. М. Девятова: «Проверил.
«+ + -»
М. Девятов».