Тема 6. Болезни нервной системы у детей

Детский церебральный паралич: этиология, патогенез, характеристика клинических форм. Сопутствующие синдромы детского церебрального паралича. Степени тяжести. Синдромы речевых и психических нарушений. Течение, прогноз, принципы абилитации.

Этиология, патогенез и классификация эпилепсии. Характеристика большого и малого судорожных припадков. Оказание первой помощи. Характерологические особенности больных эпилепсией. Принципы лечения и профилактики.

Клиническая характеристика основных форм черепно-мозговой травмы. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы.

Классификация и диагностические критерии неврозов. Преморбидные особенности личности. Характеристика системных неврозов. Пути профилактики неврозов.

Поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях (болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера) и наследственных болезнях обмена веществ (фенилкетонурия, липоидозы, гепатоцеребральная дистрофия). Понятие о дизэмбриогенезе, причины внутриутробных пороков развития нервной системы (гидроцефалия, микроцефалия).

Этиология, патогенез и клинические симптомы воспалительных заболеваний нервной системы (менингит, энцефалит, полиомиелит).

Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Эволюция нервной системы (осн.: [1], [3]; доп.: [7]).

2. Основы высшей нервной деятельности (осн.: [3]; доп.: [3], [6]).

3. Неврологические механизмы речи в норме и патологии (осн.: [2], [4]; доп.: [1], [4], [7]).

4. Основные невропатологические синдромы (осн.: [1], [2], [5]; доп.: [4], [5]).

5. Болезни нервной системы у детей (осн.: [1], [5]; доп.: [4]).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие о филогенезе. Диффузный, узловой и трубчатый типы нервной системы. Основные этапы развития нервной системы человеческого эмбриона.

2. Особенности строения головного и спинного мозга новорожденного. Развитие центральной нервной системы в детском возрасте. Критические периоды развития.

3. Характеристика нейрона. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер.

4. Механизмы передачи нервного импульса по аксону. Строение и функции синапса. Понятие о нервном центре, характеристика его основных свойств.

5. Строение спинного мозга. Спинномозговой сегмент. Зоны сегментарной иннервации. Важнейшие рефлексы, замыкающиеся в спинном мозге.

6. Структурно-функциональная характеристика отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус, гипоталамус, большие полушария головного мозга).

7. Основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика безусловного и условного рефлексов.

8. Первая сигнальная система как реакция на непосредственные сигналы из внешнего мира. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.

9. Доминанта и условный рефлекс. Механизмы замыкания временных связей в коре головного мозга (иррадиация, концентрация, индукция процессов возбуждения и торможения). Характеристика основных видов торможения.

10. Формы речевой деятельности. Экспрессивная и импрессивная речь. Понятие о речевой функциональной системе.

11. Мозговая организация речеслухового анализатора. Центральные и периферические, афферентные и эфферентные звенья речевой функциональной системы.

12. Этиология и клиническая характеристика основных форм афазии. Ассоциация афазии с нарушениями высших корковых функций.

13. Этиология и клинические признаки алалии. Речевые и неречевые симптомы. Дифференциальная диагностика с тугоухостью и интеллектуальными нарушениями.

14. Этиология и клиническая симптоматика дизартрии. Нарушения дыхания, голосообразования, неречевые расстройства при дизартрии.

15. Мозговая организация и условия формирования письменной речи. Клиническая характеристика дислексии и дисграфии.

16. Понятие о невропатологическом симптоме и синдроме. Пути установления неврологического диагноза. Общая схема неврологического осмотра.

17. Синдромы двигательных нарушений. Строение пирамидного пути. Характеристика центрального и периферического паралича.

18. Двигательные нарушения при поражении экстрапирамидной системы и мозжечка. Основные виды гиперкинезов. Методы исследования двигательной функции.

19. Синдромы чувствительных нарушений. Зоны сегментарной иннервации, зоны Захарьина-Геда. Методы исследования чувствительности.

20. Синдромы поражения и методы исследования черепных нервов.

21. Строение, функции и симптомы поражения чувствительных черепных нервов. Характеристика черепных нервов глазодвигательной группы.

22. Строение, функции и симптомы поражения тройничного и лицевого нервов. Общая характеристика черепных нервов каудальной группы. Клинические признаки бульбарного и псевдобульбарного паралича.

23. Синдромы нарушения высших корковых функций. Характеристика гнозиса и основных видов агнозии.

24. Характеристика праксиса и основных видов апраксии. Расстройства сознания, мышления и памяти при локальных поражениях головного мозга.

25. Этиология и патогенез детского церебрального паралича. Характеристика клинических форм.

26. Сопутствующие синдромы детского церебрального паралича. Степени тяжести. Синдромы речевых и психических нарушений. Течение, прогноз, принципы абилитации.

27. Этиопатогенез эпилепсии. Клиническая характеристика большого судорожного припадка, первая помощь.

28. Характерологические особенности больных эпилепсией. Принципы лечения и профилактики.

29. Клиническая характеристика основных форм черепно-мозговой травмы. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы.

30. Классификация и диагностические критерии неврозов. Преморбидные особенности личности. Характеристика системных неврозов. Пути профилактики неврозов.

31. Характеристика хромосомных болезней (болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера). Неврологические нарушения
при наследственных болезнях обмена веществ (фенилкетонурия, липоидозы, гепатоцеребральная дистрофия).

32. Понятие о дизэмбриогенезе, причины внутриутробных пороков развития нервной системы. Характеристика гидроцефалии, микроцефалии.

33. Этиология, патогенез и клинические симптомы воспалительных заболеваний нервной системы (менингит, энцефалит, полиомиелит).

34. Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник для студентов вузов / Л. О. Бадалян. – 8-е изд. – Москва : Академия, 2013. – 400 с.

2. Веренич, С. В. Нервная система в норме и патологии : учеб.-метод. пособие / С. В. Веренич. – Минск : БГПУ, 2005. – 76 с.

3. Веренич, С. В. Нервная система в норме и патологии: нейрофизиология : учеб.-метод. пособие / С. В. Веренич. – Минск : БГПУ, 2011. – 104 с.

4. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

5. Скоромец, А. А. Нервные болезни : учеб. пособие / А. А. Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец. – 6-е изд. – Москва : МЕДпресс-информ, 2014. – 560 с.

Дополнительная:

1. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

2. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой / Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / С. Н. Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая. – Москва : ВЛАДОС, 2007. –311 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 624 с.

4. Ляпидевский, С. С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики : учеб. для студ. вузов / С. С. Ляпидевский; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

5. Сандригайло, Л. И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии / Л. И. Сандригайло. – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 270 с.

6. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Смирнов. – 3-е изд. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.

7. Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной системы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Шульговский. – 3-е изд. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.

Наши рекомендации