ГЛАВА I. СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КГПИ В 1930-е ГОДЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему
ИСТОРИЯ КАРЕЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Работу выполнил
студент 454 группы
Будник Николай
Научный руководитель
кандидат исторических наук, доцент
Чумаков Г.В.
Зав. кафедрой
кандидат исторических наук, доцент
Чумаков Г.В.
_________________________
(решение о допуске, подпись)
«____»_________________2013 г.
Петрозаводск
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Глава I. Создание и становление КГПИ в 1930-е годы:
§ 1. Создание КГПИ;
§ 2. Организация учебного процесса;
§ 3. Студенты и преподаватели;
Глава II. Карело-финский учительский институт:
§ 1. Реорганизация КГПИ в КФГУ и создание учительского института;
§ 2. КФУИ в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления;
Глава III. Возрождение КГПИ и его развитие в 1950 – 1980-е годы:
§ 1. Совершенствование структуры КГПИ;
§ 2. Учебная и научная деятельность КГПИ;
Глава IV. Реформирование ВУЗа на рубеже XX–XXI веков:
§ 1. КГПИ – КГПУ в 1990-е годы;
§ 2. Особенности развития ВУЗа в 2000-е годы.
Заключение.
Список источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образовательная система высшего образования России проходят сложный этап реорганизации и перехода к общеевропейским образовательным стандартам[1]. В 2006 году был образован первый, Сибирский, федеральный университет (СФУ) путём присоединения к Красноярскому государственному университету трёх крупных ВУЗов Красноярска[2]. Таким же образом были созданы Южный[3], Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический)[4] и Балтийский[5] федеральные университеты. В 2007-м году был окончательно введен Единый Государственный экзамен[6], а также принят закон о бакалавриате и магистратуре[7]. В 2012-м году Государственной Думой РФ был принят новый закон об образовании[8], Министерство образования и науки РФ опубликовало список неэффективных ВУЗов[9], в числе которых, к сожалению, оказалась Карельская государственная педагогическая академия.
Следствием признания старейшего ВУЗа республики не отвечающим, якобы, современным требованиям к высшему образованию стала очередная реорганизация в виде присоединения КГПА к Петрозаводскому государственному университету в 2013 году[10]. В этой связи представляется актуальным рассмотрение истории зарождения и развития первого карельского ВУЗа которое включало в себя несколько реорганизаций, а также влияние, оказанное им на карельское высшее образование в целом.
Цель дипломной работы – проанализировать историю становления и развития Карельской государственной педагогической академии на протяжении всего времени своего существования.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предпосылки и историю создания Карельского государственного педагогического института (КГПИ).
2. Определить организационные особенности учебного процесса ВУЗа в 1930-е годы.
3. Проанализировать преподавательский и учебный состав КПИ в первые годы его существования.
4. Рассмотреть процесс реорганизации КГПИ и создания на его основе Карело-Финского Государственного Университета (КФГУ) и Карело-Финского учительского института (КФУИ).
5. Осветить деятельность КФУИ в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления.
6. Проанализировать пути совершенствования структуры ВУЗа в 1950 – 1980-е годы;
7. Рассмотреть учебное и научное направления деятельности КГПА в 1950 – 1980-е годы.
8. Осветить деятельность ВУЗа в период реформ 1990-х годов.
9. Рассмотреть особенности развития КГПУ в 2000-е годы.
Хронологические рамки исследования включают в себя период от создания Карельского государственного педагогического института в 1931 году до настоящего времени.
Территориальные рамки включают в себя те области республики Карелия, где размещались учреждения КГПА. В довоенный и послевоенный период это был город Петрозаводск, а во время Великой Отечественной войны КФУИ был эвакуирован в город Кемь. Также следует внести в этот перечень Ленинград, так как с 1934 года и до образования КФГУ при Ленинградском государственном педагогическом институте имени М.Н. Покровского работало отделение Карельского учительского института[11].
В качестве объекта дипломной работы выступает Карельская государственная педагогическая академия во всех своих организационных формах – Педагогического института, Карело-Финского учительского института, Педагогического университета и Педагогической академии. Предметомисследования является история старейшего карельского ВУЗа.
Научная новизна работы заключается в изучении карельского педагогического ВУЗа как советского, так и постсоветского времени, вместе, в логической связи друг с другом. Это помогает понять преемственность высшего педагогического образования в Карелии в целом, несмотря на периодические изменения в его структуре.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности её использования для преподавания истории высшего образования в Карелии среди студентов карельских ВУЗов.
Источниковая база данной работы включает в себя несколько групп источников. В исследовании представлены, во-первых, официальные государственные и партийные документы государственных органов власти СССР, Карело-Финской АССР, Российской Федерации, документы Народного Комиссариата просвещения АКССР и КФССР, Министрества просвещенияи и Министерства образования КАССР. Во-вторых, массовым источником для исследования послужили документы: приказы, распоряжения – выпущенные руководством Педагогического института с момента его создания. В-третьих, источником для исследования послужили воспоминания работников института, воспоминания очевидцев его деятельности. Четвертым типом источников стали стенограммы и протоколы заседаний руководства института, его факультетов и кафедр. Особым типом источников можно назвать различного рода статистические материалы, собираемые на протяжении десятилетий работниками института и исследователями его деятельности.
Методологическая база работы основана на принципе историзма. Для исследования истории КГПА был использован проблемно-хронологический метод, который наиболее подходит для поэтапного анализа отдельных проблем, изучаемых в хронологическом порядке.
Историографияпроблемы не может похвастаться разнообразием исследований, посвященных развитию института. Тем не менее, в течение десятилетий исследователи собирали материалы и анализировали деятельность первого педагогического ВУЗа, и их оценка со временем менялась, что, в свою очередь, даёт возможность хронологически проследить историографию проблемы.
История изучения Педагогического института началась в те времена, когда встала необходимость подвести итог деятельности ВУЗа. Итоги деятельности Института стали подводиться в мирное, послевоенное время. Именно в период с 1950-х годов берет начало практика выпуска исследований, совмещенных со сборниками документов, приуроченных к памятным датам. В этом ряду можно назвать такие работы, как «Народное образование в Советской Карелии», в которой автор, заслуженный учитель школы Карельской АССР, кандидат педагогических наук Н. Г. Кучепатов подводит итог деятельности системы образования с первой половины 1920-х годов, и исследование «Карельский государственный педагогический институт: 50 лет», в котором собран огромный фактологический материал и дан анализ развитию института за 50 лет.[12]
Практика выпуска исследований в памятные даты была продолжена и в послесоветское время. В частности, можно назвать такие сборники, как «КГПУ в цифрах и фактах: 70 лет» и «КГПУ в цифрах и фактах: исторические хроники: 75 лет», выпущенные под редакцией одного человека – Р. П. Калинина.[13]
В 2006 году была выпущена коллективная работа «Ректоры КГПУ: биографические очерки», где анализируются судьбы руководителей Института от самого первого – И. А. Вихко, до ректора КГПУ В. Ф. Брязгина. В ней собран разнообразный материал о судьбах как руководителей ВУЗа, так и, через призму их жизни, на историю Университета (на 2006 год).[14]
В целом, можно сказать, что исследований по данной тематике было выпущено крайне мало.
Структураисследования включает в себя введение, четыре главы, девять параграфов и заключение. В первой главе рассмотрен процесс создания и становления карельского педагогического института в 1930-е годы. Вторая глава посвящена созданию Карело-Финского университета на базе педагогического института и выделению из него учительского института, его эвакуации и деятельности во время Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления. В третьей главе анализируется развитие КГПИ в 1950 – 1980-е годы, его структура, научная и учебная деятельность. Четвертая глава посвящена непростому этапу развития института в 1990 – 2000-е годы, его реорганизациям и особенностям развития в данный период.
ГЛАВА I. СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КГПИ В 1930-е ГОДЫ
Создание КГПИ
В конце 1920-х годов советское государство встало на путь ускоренной индустриализации, в ходе которой были затронуты все сферы жизни советского общества. Коммунистической партией была поставлена задача догнать промышленно развитые капиталистические страны за относительно короткий срок, что было практически невозможно в стране без массовой системы начального, среднего профессионального и высшего образования и повышения общего культурного уровня населения СССР. На XV-м съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.) в директивах по составлению первого пятилетнего плана было указано: «Пятилетний план в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур народностей СССР и увязать план культурного строительства с индустриализацией страны как неотъемлемую часть общего плана социалистического строительства в СССР»[15]. Таким образом, была особо подчеркнута связь между повышением общего культурного уровня граждан, что не могло быть отделено от ликвидации неграмотности, и промышленным развитием в СССР, так как прежде чем подготовить специалиста, было необходимо дать ему хотя бы начальное образование. В итоге, необходимость быстро обучить миллионы людей породила дефицит собственных кадров в советском образовании практически на всех его ступенях, от школ до высших учебных заведений.
Проблемы советской образовательной системы были отражены и в её карельской части. Нехватка учителей, особенно знающих финский и карельский языки, была отличительной чертой карельского образования всё первое послереволюционное десятилетие. Рост числа учащихся к концу 1920-х годов усугубил эту проблему до крайней степени. В 1928 году в Карелии число учеников по сравнению с дореволюционным периодом выросло почти в два раза: 82% всех детей[16] школьного возраста обучались в школах по трех- и семилетним программам. 14 августа 1930 года вышло «Постановление ЦИК И СНК Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении»[17], вводившее обязательное обучение для детей с 8-10 лет; тем самым начался переход к всеобщему семилетнему и, чуть позже, среднему образованию[18]. На 1 января 1931 года в Карелии было охвачено учебой уже 97% всех детей 8-10 лет[19]. Также росло количество обучающихся взрослых граждан в школах ликбеза: к 1932 году их число достигло 70% от общего количества неграмотных[20].
Имевшиеся на тот момент педагогические техникумы не справлялись с задачей, ежегодно выпуская не более 50 человек[21]. «Один из инспекторов Наркомпроса РСФСР, проводивший в 1932 году обследование школ Карелии, в своём отчете указывал: «Более тяжелого положения с педагогическими кадрами, чем в Карельской республике, я не встречал»[22]. «Для обеспечения школ учителями в 1930/1931 г. Наркомпрос республики вынужден был прибегнуть к чрезвычайным мерам: на работу в начальные школы были отправлены все студенты педтехникумов начиная со второго курса и все ученики 9 класса финской девятилетки в Петрозаводске. Комсомол республики мобилизовал 60 своих членов на педагогическую работу, 42 учителя, знавших финский язык, были направлены из Ленинграда. Одновременно была развернута широкая подготовка учителей для начальных школ на различных краткосрочных курсах»[23].
При этом оставляла желать лучшего общая подготовка учителей. «В 1934 году из 1700 учителей начальных и средних школ лишь около ста человек имели высшее образование (6 процентов). Среднее образование имели 947 человек (55,6 процента), незаконченное среднее образование 639 человек (37,5 процента), т. е. больше трети всех учителей республики не имели даже среднего образования»[24].
В целом, эта ситуация повторяла тотальный дефицит специалистов в промышленности в 1930-е годы. В 1930 году на заседании IX всекарельского Съезда Советов была принята резолюция, в которой говорилось: «…Исходя из того, что народное хозяйство АКССР и культурное строительство развиваются в обстановке острого дефицита специалистов и рабочей силы, особенно по национальной линии, что это обстоятельство грозит срывом всех важнейших хозяйственно-политических мероприятий, съезд считает вопрос о подготовке кадров важнейшим, решающим вопросом и обязывает Правительство и хозяйственные органы держать его в центре своего внимания»[25]. В этой же резолюции подчеркивалось, что Съезд обязывает СНК АКССР «форсировать создание Пединститута»[26]. Таким образом, решение о создании высшего педагогического учебного заведения в 1931 году было продиктовано сложившимися на тот момент обстоятельствами.
Выполняя решение Съезда Советов, Совет Народных Комиссаров АКССР 24 августа 1931 года постановил «Наркомпросу АКССР открыть Карельский педагогический институт к 1 ноября 1931 г.»[27].
Первый карельский ВУЗ с самого начала задумывался как центр национальной культурной и образовательной деятельности карелов и финнов, проживающих не только на территории Карельской АССР, но в других областях и районах СССР. В докладной записке в Коллегию Наркомпроса РСФСР нарком просвещения АКССР И. С. Гришкин писал: «Открываемый пединститут должен в основном быть национальным, работающим на финском языке, т. К. работников для русской школы ещё в ближайшие годы можно будет готовить в существующих пединститутах Ленинграда и Москвы… Карельский пединститут мыслится НКП (Наркомпрос) АКССР как научно-педагогический и культурный центр для всех карело-финских национальностей, населяющих Ингерманландию и Тверскую Карелию. Он должен готовить национальные кадры для этих областей»[28]. В протоколе № 52 заседания Секретариата Каробкома ВКП(б) от 3 августа 1931года говорилось: «Работа Пединститута должна проводиться на двух языках (финском и русском). Состав – преимущественно националы, не менее 60 %»[29]. Следствием такой политики стал пункт № 2 постановления «Об организации карельского пединститута», где и была поставлена задача «установить контингент учащихся 1-го курса открываемого пединститута в 60 человек, из них 30 националов, 30 русских»[30].
Неотложной задачей при создании института стало укомплектование ВУЗа педагогическими кадрами. «Положение осложнялось тем, что наряду с русскими группами в институте было такое же количество групп национальных. Многие студенты этих групп – финны, карелы и вепсы – плохо владели русским языком, не могли пользоваться русской учебной литературой. Поэтому преподавание для них должно было вестись на финском языке»[31]. При решении этих проблем особую роль сыграла помощь, оказанная пединститутами Ленинграда. В 1930 году «Наркомпрос АКССР и Председатель оргкомитета Карельского ВТУЗа обратились в Герценовский пединститут с просьбой организовать консультацию проекта создания Пединститута опытными специалистами и провести эту работу в кратчайшее время»[32]. Также помощь осуществлялась путем пополнения кадров пединститута преподавателями и аспирантами ленинградских ВУЗов. «По просьбе Карельского обкома партии и Совнаркома республики Ленинградский обком ВКП(б) направил в Петрозаводск А. С. Лутта, ставшую первым деканом биологического факультета; А. А. Райкеруса, ставшего деканом физико-математического факультета; Б. А. Тяхти, приехавшего в институт в 1931 году и ставшего здесь кандидатом педагогических наук, доцентом, заслуженным деятелем науки КАССР, М. Я. Марвина, работавшего в те годы деканом факультета и заместителем директора института; М. Г. Никулина, М. А. Тойкка, Э. М. Сювянена, В. В. Сало, И. А. Кононова и многих других[33].
Другим путем наполнения института кадрами стало «привлечение к работе в институте наиболее опытных учителей школ и техникумов. Так пришли в ВУЗ П. А. Лупанов, В. М. Парфёнов, Н. г. Кучепатов, М. Н. Гурьев и другие»[34].
Эти меры снизили остроту нехватки педагогических кадров в институте, однако не решили её совсем. В 1935 году в объяснительной записке к годовому отчету института констатировалось: «Институт испытывает острую потребность в кадрах преподавателей. На 01.12.1935 год не обеспечены преподавателями такие дисциплины, как методики преподавания финского и русского языка и литературы, западная литература, общее языкознание и русский язык, история древнего мира, методика истории и практика, история нового и новейшего времени, колониальных и зависимых стран»[35].
Первым открытым учебным отделением пединститута стало физико-техническое отделение, преобразованное позже в физико-математический факультет. Именно на этом отделении 1 ноября 1931 года начались первые занятия для 48 студентов. «Первыми преподавателями стали А. А. Райкерус, А. В. Мельников и А. Ю. Педдер»[36].
«В 1932 году был открыт приём на второе отделение – биологическое, преобразованное затем в биологический факультет, а позднее факультет естествознания. В 1933 году открылись отделения историческое и языка и литературы, положившие начало соответственно историческому факультету и факультету языка и литературы. В том же году пединституту был придан созданный ранее педагогический рабфак с дневным и вечерним отделениями. А уже в 1934/35 учебном году при Пединституте был открыт двухгодичный учительский институт, готовивший учителей истории, русского языка и литературы для семилетних школ»[37]. Таким образом, в первой половине 1930-х годов была сформирована довольно сложная учебная структура педагогического института, которая впоследствии будет неоднократно меняться.
Для такого большого предприятия как организация ВУЗа было необходимо в кратчайшие сроки подвести обширную финансовую базу, что и было сделано к 1931 году. В докладной записке по поводу организации Пединститута в 1930 году было сказано: Ориентировочная сумма по содержанию института составляет 70 000 рублей»[38]. На заседании Секретариата Каробкома ВКП (б) от 03.08.1931 года по этому поводу постановили, что необходимо «предложить фр. СНК добиться перед центральными организациями включения достаточных средств в контрольные цифры 1932 года на содержание, оборудование и строительство Пединститута»[39]. В Постановлении «Об организации карельского Педагогического института» расходы определялись «ориентировочно в сумме 60 000 рублей, каковые Наркомпросу и Наркомфину (необходимо) изыскать в пределах бюджета НКП 1931 года и доложить СНКому о конкретных источниках покрытия означенных расходов»[40]. По Смете расходов на содержание Пединститута в ноябре-декабре 1931 года их общее количество составило 69435 рублей[41]. Также СНК Карелии «выделил институту значительную дотацию на приобретение учебного оборудование»[42], однако основная часть дотаций пришлась уже на вторую половину 1930-х годов.
Как видим, расходы института уже в первые месяцы его работы немного, но превышали размер выделенных для этого средств, что в свою очередь, приводило к нехватке средств у нового ВУЗа. Это, а также быстрый рост числа студентов, кафедр и отделений в составе института быстро привели к острому дефициту необходимых учебных помещений и зданий.
В протоколе № 52 заседания Секретариата Каробкома ВКП (б) от 03.08.1931 года было предложено начать проектирование специального здания для пединститута, а пока разместить его в здании бывшей духовной семинарии[43]. «В 1934 году Пединституту были переданы несколько комнат и актовый зал в помещении Дворца Труда, где разместились, в основном, учебные аудитории физико-математического факультета»[44]. В том же году директор института обратился с докладной запиской в ОК ВКП (б) с просьбой «передать институту здание бывшей мужской гимназии, а на совещании Петрозаводского ГРК ВКП(б) принято постановление о передаче педВУЗу не позже 25.08.1934 года помещения клуба металлистов, находящегося в здании бывшей гимназии»[45].
Первый проект учебного корпуса института был утвержден 19.04.1932 года, однако к 1935 году он стал непригоден из-за изменения системы занятий в институте и, соответственно, требований к зданию, что потребовало пересмотра всего проекта и переутверждения его научно-техническим советом Наркомпроса. Само здание учебного корпуса к этому времени уже начали строить, а к 1939 году его общая готовность составила 75,77 . Что стоит отметить, в строительстве принимали участие студенты ВУЗа. На время строительства основного здания, Пединститут решением СНК АКССР от 28.07.1935 года бы размещен в здании бывшей ФЗУ Лескомбината[47].
Ко второй половине 1930-х ситуация с размещением института стала меняться в лучшую сторону, особенно после постановления СНК РСФСР № 1172 от 09.11.1935 года, в котором за всеми педагогическими ВУЗами закреплялись все занимаемые ими помещения[48]. В июле 1937 года начато строительство жилого дома для преподавателей и сотрудников[49]. В целом, стоит отметить, что Пединститут, столкнувшись с проблемой нехватки учебных помещений, не останавливал и не замедлял свою деятельность, а СНК и Каробком ВКП (б) постепенно решали хозяйственные проблемы первого карельского ВУЗа.
Также серьёзной проблемой, с которой столкнулся Пединститут с первого дня работы, оказалась неспособность укомплектовать группы необходимым количеством студентов. В первый год обучения (1931/32) вместо 60 абитуриентов было зачислено 48 человек, в 1933 году – 65 человек вместо 120, в том числе на национальном отделении – 26 человек. Причинами недокомплекта, как писал в докладной записке директор института П. Е. Савельев (1933 год), «коренились исключительно в людях, недооценивающих громадное политическое значение выполнения плана комплектования…»[50]. Бороться с некомплектом было решено спуском на места списка набора учащихся, в частности, в приказе Наркомпроса АКССР № 47 от 20.03.1935 года перечислялись школы, где должен был проходить набор в ВУЗ: «Комплектование провести за счет организованного набора из учащихся, оканчивающих следующие средние школы: Видлицкую – 12 человек, Петрозаводскую национальную – 15 человек, Мегрегскую среднюю школу – 15 человек, Кандалакшскую среднюю школу – 15 человек, Нивастройскую среднюю школу – 5 человек, Педагогический рабфак – 25 человек, Курсы по подготовке в Пединститут – 20 человек, Петрозаводскую среднюю школу – 115 человек»[51].
Таким образом, на пути строительства высшего образования в Карелии вставали многочисленные как хозяйственные, так и учебные трудности, однако коллектив Пединститута смог преодолеть большинство из них с непосредственной помощью руководства АКССР; сам же факт создания Пединститута – результат множества пересекавшихся в конце 1920-х – первой половине 1930-х гг. факторов, таких как дефицит кадров учителей, нехватка людей с высшим образованием и просто грамотных специалистов. Коллектив Пединститута смог, преодолев трудности, организовать эффективный учебный процесс с первых дней своей работы: этой обширной теме посвящен следующей параграф исследования.