Развитие соц-пед идей в зарубежной философско-педагогической мысли и их влияние на становление социальной педагогики.

СП в системе наук о чел-ке и об-ве. Взаимосвязь и взаимод-вие СП с философией. Педагогикой, психологией, социологией.

СП фил-я. Фил-фия ставит коренные вопросы человеческого бытия и , пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную сис-му взглядов на мире и место в нем чел-ке.

СП и социология. Социология-наука о закономерностях становления, функционир-я и развития об-ва в целом, соц отношений и соц общностей. Социология соц воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социология возр-та, социология города и деревни, социология досуга, социология массовой коммуникации, социология молодежи.

СП и психология. Традиционнойявл связь пед-ки и псих-гии. «Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать чел-ка его нужно сначало изучить во всех отношениях» (Ушинский). В педагогич-кой деят-ти надо учитывать психологичсв-ва, интересы, потреб-ти, возм-тиличн-ти. Псих-гия как наука, результаты психодиагностики явл важнейшими источниками научного обоснования образоват-го процесса.

СП и педагогика.

Понятие принципа. Подходы к группированию принципов в СП. Хар-ка принципов.

Принципы СП – это исходные положения, кот вытекают из установленных наукой закономерностей.

Выделяют след гр-ы принципов в СП: 1) общефилософские-пр-ц развития, пр-п историзма, пр-п детерминизма, пр-п единства сознания и деят-ти. 2) социально-плитические – обусловленны зависимостью соц-педдеят-ти от соцпол-ки гос-ва: пр-п гуманизма, демократизма, законностей и справедливости, государственного подхода к решению задач. 3) организационные: пр-п единства парв и обязанностей, компетентности, стимулирования, контроля. 4) принципы СР: конфиденциальность, универсальность, толерантность – терпимость чел-ка, опоры на положительное, опоры на собственные силы, профилактической направленности. 5) психолого-педагогические принципы. 6) принципы соц педагогики по Мудрику: пр-п природосообразности- суть заключ-я в обосновании выбора естественного пути развития чел-ка; культуросообразности - предполаг максим-е использ-ние культуры той среды, в кот происходит пед процесс; пр-п дополнительности в соц воспитании; гуманистической направленности; пр-п воспитания; пр-п деятельного подхода.

Развитие соц-пед идей в зарубежной философско-педагогической мысли и их влияние на становление социальной педагогики.

Этапы развития:

1) первобытно-общинный-внимание уделяется труд едят-ти, у детей формир-я чувство преданности роду, безусловное подчинение ему.

2) античный. Сократ: цель пед р-ты- подготовка чел-ка к практичдеят-ти, в ходе кот он достигает своей индивидуальной цели; основоположник учений «О доброй природе человека». Демокрит: воспитание ведет к обладанию мудрости. Мудрость – это 3 дара-хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать; воспит-ем чел-ка должнызаним-ся род-ли. Платон: счит. Что воспит-е связанно с общественным устройством. Отрицал роль семейного воспитания. Приоритет воспит-я должен принадлежать гос-ным структурам. Аристотель: основ цель воспит-я это воспит-е чел-ка для об-ва. Выступал за единство физического, умственного и нравственного воспитания.

3) средневековье: раннее- 6-11 в; классическое- 11-15 в; позднее 16-сер 17 в. Воспит-е и образ-е находилось под мощным давлением церкви особенно католической.Воспит-е и обуч-е носило строго сословный хар-р. Доминировало религиозн-е семейное воспит-е. Т. Морр и Т. Кампанелла: Выступали за обществ воспит-е. Ребенок-это активный субъект воспит процесса. Отвергали жестокость, насилие. Главная цель воспитания-вооружить чел-ка разумом и знаниями. Выступали за привлечение детей к труд деят-ти. М. Монтень: Считал, что много занятий должно уделяться формир-ю души чел-ка. Делал акцент на роли общения чел-ка. Утверждал, что воспит-е способствует развитию всех сторон чел-ка. Приоритет отдавал нравственному воспитанию. Высоко оценивал воспит потенциал сельской среды. Коменский: Отстаивал права чел-ка на развитие всех способностей. Особое внимание уделялось нравственному воспитанию. Первый обосновал пр-п природосообразности. ДЖ. Локк: Выступал за светское образование. Отвергал природную предрасположенность воспитания. Выступал за различные типы обучения.

4) эпоха Просвещения. Начин появл противоречия м/у госуд-нным и светским воспитанием. Ж-Ж Руссо: выступал за естественное воспит-е. считал, что на реб-ка воздейсвтуют 3 фактора: люди, природа, об-во. Песталоцци: один из первых выступал за воспит-е униженных и оскорблённых. В 1774 открыл приют для бедных детей. Проработал приют 6 л. Выступал за элементарное умственное и физич-е воспит-е.

5) 19 век: педагогики и философы акцентировали внимание на возрастной функции школы, осознается самоценность неповторимость чел жизни. Представители: Спенсер, Дистерверг, Гербарт.

6) к 19-нач 20 в: Основная идея заключ в том, что чел-ка нужно готовить к взрослой жизни об-ва. Необходимо решать вопросы проф подготовки, важно сформировать у чел-ка умения сотрудничать в коллективе. Дьюи: считал, что об-во можно изменить через школу. Чел-к это активное существо, кот неразрывно связанно со средой. Счит. что кажд чел-к индивидуален и каждый имеет право на самовыражение.

№ 7 Развитие социально-педагогической мысли в Беларуси

1) Ухудшение социально-экономического положения

- увеличение стрессовых нагрузок

-рост алкоголизма

-суицидов

2) Изменtние социального устройства общества

- рост количества бедных, богатых, безработных

3) Проблемы связанные с функционированием семьи

-рост неполных семей

-ранние разводы

-рост числа гражданских браков

4) Сиротство, социальное сиротство

5) Детская инвалидность

6) Дети воспитанные не в благополучных семейных условиях

7) Детское бродяжничество

№ 6 Социально-педагогические идеи в русской и российской педагогической науке.

Первый период с древних времён по 17 в. Поучение Мономаха 1096 г. Рассматрив связь воспитания, с практическими потребностями человека. Акцент на патриотическом воспитании, а также отношение к милосердным нуждающимся. Особенности соц. пед мысли что человек понимался как существо обладающее волей, возможностью выбора меду добром и злом. Человек несёт ответственность за свои дела. Цель воспитания привести человека к богу. «Сборник» 1703- 1706, «Памятник культуры Домострой» 16-17 в., Энциклопедия семейного воспитания.

Второй период 17 первая половина 19 в. Представители Бецкой – защищал идею разност образ, сторонник женского образования, описал методы и приёмы работы в учреждениях интернатного типа. Новиков – рассматривает педагогику, как науку о воспитании тела, души, и разума. Цель воспитания: сделать детей счастливыми и полездными обществу. Был сторонником эстетического и религиозно-нравственного воспитания.

Третий период2-ая половина 19 в, нач 20 в. Усилилось внимание к проблемам влияния среды на воспитание человека, к проблемам воспитания ребёнка в семье. Представители: Пирогов– статья «Вопросы о жизни». Цель воспитания: помочь человеку стать человеком. Ушинский– «Человек как предмет воспитания», « О народности в общественном воспитании». Толстойсоздатель Ясно-полянской школы, выступает за свободу воспитания. Вахтеров, Коптеров, Зиньковствкий.

Четвёртый период1-ая четверть 20 в по 90-е г. 20 в.

1 этап – 20-е – 30-е г. Начало появления педагогики среды. Шатский изучал взаимодействие школы и среды. По этим вопросам занималась Крупенина. Шульгин выделял в педагогике 3 задачи:

- изучение среды в которой живёт ребёнок

- обучение воспитание человека которое может изменить среду

- школа должна стать центром преобразования среды

Шатский создал для детей, детские сады, детские клубы, детскую трудовую колонию.

2 этап- 60 – 80 г. Появл соц. пед. компексы, должности пед- организ и инспектор ПДН.

3 этап – 80 -90- е. Активно развив теория и практика соц. пед. науки.

№ 8 Процесс развития личности. Важнейшие направления и факторы развития личности, их характеристика. Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Переход из одного состояния в другое, более совершенное. Процесс развития длительный противоречивый. Движущие силы развития противоречие.Факторы развития:- наследственный – это то, что передаётся от родителей детям, что заложено в семьях- среда – она предоставляет возможность видеть социальные явления с разных сторон- воспитание- активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Биологизаторская концепция развития личности исходит из того, что все психические особенности человека являются врождёнными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности, обусловлены наследственностью.

Социологизаторская концепцияразвития личности согласно ей, психика человека в момент рождения является «чистой доской», однако под влиянием внешних условий, воспитания в ней постепенно возникает присуще человеку психические качества. Основными факторами психического развития является приспособление её к социальной среде.

Диалектно- материалистическая концепцияразвитие личности – это диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами:

- биологией индивида

- социальным окружением

- воспитанием

- самовоспитанием

Общим для всех теорий развития во взглядах на личность является то, что они выходят из механической концепции развития и рассматривают её как пассивный объект внешних воздействий (в одном случае наследственности, а в другом социальной среды).

№ 9 Особенности социального развития личности на разных возрастных этапах.

1) Период раннего младенчества – от рождения,до года. Формируются первые симпатии, прагматизм, значимое отношение к матери. У ребёнка появляются первые эмоции, гнев, печаль, радость. Происходит осознание того, что есть я и есть другие.

2) Собственное младенчество – от года до трёх лет. Ребёнок интенсивно наполняет социальный опыт. Расширяет количество эмоций (сочувствие, стыд, гордость, смущение). Ребёнок пытается отстаивать свои права. Отношения с родителями носят авторитарный характер.

3) Раннее детство – от трёх лет до шести лет. Время интенсивного накопления социально значимого опыта. Этот период связан с появлением конфликта с родителями. Имеет место противоречия между зависимостью ребёнка к его автономии. Эриксон называл данный конфликт «Инициатива, против чувства вины». К 5- 6 годам у ребёнка растёт интерес к сверстникам. Актуализируется предметно-практическая деятельность в процессе которой, ребёнок усваивает социальный опыт.

4) Младший школьный возраст – от 6 до 11 лет. Завершается первоночальное формирование физиолог и психич структур мозга. Ребёнок приспосабливается к новым социальным условиям. Отношение от стороны семьи меняются к стороне школы. Появляются первые друзья. Формируется социальное познание,оно состоит из следующих компонентов: - догадки, предположения о том, что думает другой человек; - понимание ребёнком социальных отношений ( чесность, верность, уважение, справедливость); - социальные предписания.

5) Подростковый возраст от 11 до 14 лет. Характерные черты в физиологическом плане: половое созревание; в психологическом активное проявление индивидуальности. Характерны следующие тенденции: - доминирует отношение со сверстниками; - контроль со стороны взрослых, что приводит к протесту; - стремяться к независимости; - растёт требовательность отношений с друзьями; - активно формируется стремление к самоутверждению; - подросток начинает оценивать себя как личность; - начинает взросление; - постоянное чувство одиночества.

6) Юношеский возраст от 14 до 18 лет. Особенности: формирует внутр убеждение о себе как о личности, актуализир потребность в самоутверждении, активно происходит выделение звёзд, лидеров, отверженных, конфликт с нормативными предписаниями, поиск будующей проф деятельности, стремление к интимности, поиск половых партнёров.

Сущность соц.воспитания.

Воспитание- воздействие на человека общества. Соц.восп-е- процесс овладения чел-ом определенного типа культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнение определ.соц.ролей. По Мудрику соц.восп-е: планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития духовно-ценностных ориентаций чел-а в процессе социализации.

Цель соц.восп-содействовать развитию чел-а как личности, реализацию его способностей в обществе через накопление соц.опыта. Соц.опыт-все ЗУН,ценности,способы поведения,ориентации. Результатом соц.восп-я является социальность. Социальность-способность чел-а взаимодействовать с окруж.миром.

Этапы:1 Включение чел-а в систему жизнед-ти воспитательных организаций.2 Приобретение и накопление ЗУН и соц.опыта.3 Перенос общественного сознания в личное 4.Экстериоризания(личного в общественное).

Объект соц.воспитания-человек. Субъект-чел.,соц.педагог,психолог.

Принципы: Природосообразности,культуросообразности,дополнительности в соц.воспитании, центрации соц.воспитания на развитие личности, гуманистической направленности, коллективности.

Система соц.воспитания:совокупность гос.организаций, деят-ть кор-х направлена на реализацию воспитательной политики государства. Цели сис-мы соц.восп.:формир-е способности личности к активному функционированию,полноценное развитие личности,формир-е социально-активной личности,форм-е ответственной личности.

Концепция непрерывного воспитания определяет подходы к процессу воспитания, выделяет основные направления воспитания детей и учащ-ся молодежи.Цель восп-я: форм-е разносторонне развитой, нравственно-зрелой, творческой личности. Задачи:1Форм-е гражданственности,партиотизма,2 подготовка к самостоятельной жизни,3. Формир-е нравственной, эстетич.,культуры.4 форм-е культуры сем.ценностей.5.создание условий для самореализации.

Понятие социализации.

Социализация-процесс развития чел-а на протяжении всей его жизни в процессе усвоения воспроизводства культуры общества.

Сущность социал-ции:

Адаптивная.(соц-я должны сформировать у чел-а позитивное отношение к существующему образу жизни, к выполнению соц.ролей)

Ролевая.(соц-я должна помочь чел-у выполныть соц.роли)

Критическая(чел.должен не столько приспособляться к оркуж.людям, а стремиться к сасореализ-ции)

Баланса идентичности.(чел всегда должен балансировать между требованиями быть как все и оставаться самим собой.)

Сущ. 2 подхода к рассмотрению соц-ции:1.Субъект-объектный:чел-объект, а общество-субъект .2 Субъект-субъектный:чел-активный субъект как и общество.

Соц-ция имеет след.составляющие: Стихийноя,отностительно соц.-контролируемая.

Соц-я чел-а осуществляется широким набором средств. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; приобщение человека к многочисленным видам отношений в его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Наши рекомендации